1 февраля в России будут проиндексированы на 7,4% (официальную величину инфляции за 2023 год) более 40 различных социальных пособий. Прибавку получат около 20 млн человек.
О том, как работает система соцподдержки и в каких направлениях её можно было бы развивать, aif.ru поговорил с профессором Финансового университета при правительстве РФ Александром Сафоновым.
Наперегонки с инфляцией
Виталий Цепляев, aif.ru: — Александр Львович, трудно переоценить значение регулярной индексации пенсий и пособий. Но мы с вами уже затрагивали проблему её догоняющего характера. Цены растут в течение года, и реальный размер выплат постепенно уменьшается. В начале следующего года человеку их индексируют, но цены-то уже снова растут, снова обгоняют доходы. Есть ли выход из этого круга?
Александр Сафонов: Да, можно было бы применять поэтапную индексацию, когда выплаты повышают не раз в год, а чаще — например, каждый квартал. Таким образом уменьшается период сокращения реальных доходов. В ряде стран применяют и механизм опережающей индексации — по уровню расчетной инфляции. То есть пенсии и другие выплаты вам повышают заблаговременно (также, допустим, раз в квартал) — на столько, на сколько, как ожидается, подрастут цены. Причем, если инфляция в итоге кажется меньше, лишние деньги у вас не отберут, а просто учтут переплату при следующей индексации. Такой механизм в наибольшей степени позволяет не допускать снижения реальных доходов.
— Всегда ли государство точно оценивает, кому положено пособие?
— Надо понимать, что абсолютной справедливости при начислении социальных пособий быть не может. Это происходит из-за так называемых пограничных переходов. Если доход семьи хотя бы на 1 рубль перевалил за определенную сумму, то выплату уже не назначат. И тем самым эта семья окажется в проигрыше по сравнению с той, которая пособие получит, имея доход всего на 1 рубль меньше. Учитывая это обстоятельство, нужно стараться постепенно повышать планку бедности.
Но главное, нужно делать оценку нуждаемости более персонифицированной. Например, если семья имеет квартиру чуть больше обычной, то это ещё не означает, что с «излишков» она получает доход. И лишать её выплат на основании небольшого превышения метража, наверное, несправедливо. Или другая ситуация: человек формально безработный, имеет нулевой доход, но вдруг оказывается директором какой-то фирмы. Бывают случаи, когда данные людей используют для оформления фирм-однодневок. Человек может и не знать, что он номинально возглавил компанию. Доходов у него не было, пособие по безработице он получал обоснованно. Но попадание в реестр владельцев бизнеса автоматически приводит к отказу в выплате.
По-хорошему, каждую такую ситуацию надо исследовать. Человек, лишенный выплат, должен иметь возможность объясниться с органами соцзащиты, предъявить доказательства, что выплату он получал на законных основаниях. И добиться её возвращения. Никто не застрахован и от элементарного сбоя информационных систем — они могут задваивать информацию, приписывать лишние цифры. Иногда система не успевает за изменением семейных обстоятельств человека, и он своевременно не получает положенные пособия. Нужен некий апелляционный механизм, чтобы подобные вопросы оперативно разбирать.
Вложения в семьи окупятся
— С 1 февраля вырастет и сумма материнского капитала. Его можно употребить на улучшение жилищных условий, образование детей или накопительную пенсию мамы. Можно ли было бы расширить список вариантов?
— На мой взгляд, стоило бы разрешить тратить маткапитал на приобретение автомобиля. Для многодетных семей это означало бы расширение возможностей по воспитанию и обучению детей. Например, сегодня мама вынуждена сидеть с ребенком, потому что ближайший детский сад далеко. А благодаря транспортной мобильности ей станут доступны и отдаленные дошкольные учреждения. Для многодетных родителей это расширит возможности трудоустройства и повышения доходов. Например, если семья живет в деревне, то отец мог бы на машине ездить в город на заработки. Тем более, что Россия — огромная страна, и общественным транспортом у нас не всегда можно в нужное место добраться.
— На днях президент подписал указ о поддержке многодетных семей. Что в этом документе самое важное?
— То, что впервые все субъекты Российской Федерации получили единый критерий определения многодетной семьи — наличие 3 детей. Потому что в некоторых регионах, в зависимости от бюджетных возможностей, эта планка была на уровне 4-5 детей. Теперь система поддержки многодетных семей начнет развиваться по единым стандартам.
— Какие дополнительные меры поддержки семей с детьми вы бы предложили со временем добавить?
— Нам нужно уходить от модели, когда помощь семьям начинает оказываться тогда, когда они уже становятся бедными. И переходить к модели, которая поможет им бедными не стать. Если мы ставим задачу сформировать в обществе позитивное отношение к многодетности, то акцент надо сделать на обеспечении экономической безопасности семьи. И минимизировать два основных риска, с которыми семьи сегодня сталкиваются.
Во-первых, сделать так, чтобы рождение детей не приводило к резкому ухудшению жилищных условий. Для этого после рождения третьего ребенка государство могло бы предоставлять муниципальное жилье, соответствующее количеству членов семьи. А если достаточного запаса такого жилья у муниципалитета нет, то выдавать семье субсидию на наём квартиры, покрывающую 100% стоимости этого найма (исходя из рыночных ставок аренды в регионе). Подобная практика применяется, например, в Германии.
Во-вторых, любая семья должна быть уверена: сколько бы детей у нее ни родилось и как бы ни сложились жизненные обстоятельства (развод, потеря работы и т.д.), она получит гарантированный бесплатный доступ к дошкольным учреждениям — яслям, детсадам. А если дети уже школьники, то они будут ежегодно получать всё необходимое для учёбы — комплект школьной и физкультурной формы, портфель, тетради, канцелярские принадлежности. Тут возможны варианты: тетрадки, пеналы, ручки можно было бы выдавать прямо в школе. И даже компьютеры, если они требуются для учебного процесса. А форму, рюкзаки родители могли бы покупать на субсидию.
Таким образом, уже при создании семьи люди будут уверены, что их дети не будут хуже других, что государство обо всех позаботится. И что в случае, если семья будет испытывать финансовые трудности, ребенку не придется носить в школу учебники и тетрадки в полиэтиленовом пакете.
Дальше — все дети должны иметь право на бесплатное школьное питание и бесплатную продленку. Чем больше детей, тем больше родители склонны к работе по совместительству. Экономика сегодня тоже заинтересована в рабочих руках — значит, надо обеспечить бесплатные группы продленного дня и в садиках, и в школах для тех детей, чьи родители работают... Наконец, нам стоит вернуться к советскому опыту и сделать полностью бесплатным высшее и среднее специальное образование.
— Отличные предложения, но где же Минфину взять деньги на все эти «плюшки»?
— Как человек, много лет занимающийся проблематикой социальной защиты, могу сказать, что основная задача Минфина — это сохранность бюджета и в этом ему нет равных. А на социалку никогда не хватает денег, поскольку эти расходы многими рассматриваются как безвозвратные потери средств. Но дело в том, что расходы на детей, на семьи — это поддержка в том числе и производственных мощностей. Это стабильные государственные заказы, стабильные налоговые поступления. Примерно половина затрат государству сразу же вернется в виде подоходного налога, НДС, отчислений в социальные фонды. А долгосрочный эффект от инвестиций в демографию вообще сложно переоценить. Надо оценивать социальные расходы именно с этих позиций.