В период распродаж можно не только совершить выгодное приобретение, но и столкнуться с недобросовестным продавцом, предупредила aif.ru вице-президент по стратегии и новому бизнесу КРОС Ксения Касьянова.
«Тяга к немедленному совершению покупки объясняется нашей природой — человек быстрее реагирует на эмоциональный импульс, чем на доводы разума, — сказала она. — И продавцы в период распродаж всячески стараются этим пользоваться, не оставляя человеку времени на раздумья».
Обманываться рад
Способов обмана покупателя в период распродаж довольно много, и все они опираются на манипуляции психологией человека.
«В период распродаж маркетплейсы и продавцы часто прибегают к сомнительным практикам, — отмечает ведущий юрист компании „Легис Веритас“ Диана Суворова. — В их числе также ложные сведения о характеристиках товаров».
Классический способ — фейковые скидки, рассказывает Касьянова. Продавец заранее устанавливает высокую цену на товар, а перед распродажами говорит о 80-90% скидках. Распространены и «распродажи оптом», когда максимальная скидка заявляется на отдельные позиции, а анонсируется мероприятие как «распродажа со скидками до 90%» на весь ассортимент, добавляет она.
Продавцы в период распродаж всячески стараются манипулировать эмоциями покупателей, предупреждают эксперты.
«Они не оставляют человеку времени на раздумья, — говорит Касьянова. — Например, включают обратный отсчет до окончания скидки, подчеркивают „на глазах тающие запасы товара“. Все это делается для того, чтобы не дать потенциальному покупателю как следует обдумать покупку или обсудить ее с близкими».
Кто виноват и что делать?
Разочарованному импульсивной покупкой в момент распродажи покупателю будет сложно кого-то привлечь к ответственности, предупреждает Суворова. Причем виноваты могут быть и продавец, и маркетплейс.
«Покупатель способен защитить себя, — уверена юрист. — Во-первых, надо фиксировать доказательства: делать скриншоты страниц с акциями, сохранять условия покупки и чеки. Во-вторых, стоит обратиться в Роспотребнадзор. Если ущерб значителен, имеет смысл подать иск в суд, опираясь на законы о защите прав потребителей».
Но ключевой совет — если обман произошёл, не молчите.
«Чем больше покупателей отстаивают свои права, тем выше шанс создания прецедентов, которые помогают очищать рынок от недобросовестных участников», — добавляет Суворова.
Рациональный подход
Противостоять недобросовестным продавцам человек может и самостоятельно, изменив свое покупательское поведение.
«Первый способ — заранее планировать покупки, не зря шутят, что человек со списком — первый враг маркетолога, ведь его не так просто поймать на крючок, — утверждает Касьянова. — Второй — научиться справляться с эмоциональным импульсом. Даже если на сайте идет обратный отсчет времени до окончания скидки, всегда можно ненадолго отложить покупку, дав себе паузу для возврата в стабильное эмоциональное состояние и подумав, так ли нужен скидочный товар».
Третий — заранее определить бюджет, который не жалко потратить в период распродаж. Ведь совершение покупок — это своего рода развлечение. Выброс дофамина — гормона удовольствия и вознаграждения — дает человеку радость от покупок. Но оборотной стороной является формирование зависимости от цепочки «стимул-вознаграждение». Именно поэтому важно иметь внешние ограничения, чтобы удержать себя от необдуманных трат.
«Полезно также перед нажатием кнопки „купить“ проверить цену на аналогичный товар в других магазинах, — продолжает Касьянова. — Может оказаться, что покупатель не только вскроет обман, но и найдет более выгодное предложение у других продавцов. Также нужно знакомиться с отзывами — особенно оставленными вне периода распродаж. Часто другие покупатели упоминают цену, за которую приобрели товар, а также указывают на несоответствие цены и качества».