Борьба с мошенничеством будет эффективнее, если банки разделят с клиентами ответственность за похищенные средства, считают в Минфине РФ.
Ущерб поделят на двоих
«Нужно, чтобы банки разделяли часть денег, которые у граждан забирают, — заявил директор департамента финансовой политики Минфина РФ Иван Чебесков в ходе выступления на форуме „Территория финансовой безопасности 2023“. — Сейчас, по сути, в большинстве случаев гражданин сам с этим разбирается, то есть у него украли деньги, он идет в суд, обращается, но статистика очень плачевная, порядка 5%, когда реально удается доказать, что гражданину можно возвращать деньги. Но и в таких случаях банки по закону не обязаны возвращать деньги. В большинстве происшествий — гражданин сам это сделал, ему еще говорят, что он нарушил условия договора. В общем, сам за все отвечай. Мне кажется, такая позиция в текущих условиях неправильная».
По мнению представителя ведомства, в случаях хищения средств у граждан банки в определенной степени должны брать на себя свою долю ответственности. Если банк поставят в условия, когда в случае хищения он обязан будет вернуть половину (условно) украденных средств клиенту, его руководство будет финансово заинтересовано в усилении борьбы с мошенничеством. К тому же это будет еще и социально справедливо.
Как воруют
По данным Центробанка, банковские мошенники за 6 месяцев этого года с помощью разного рода махинаций украли у клиентов кредитных организаций в общей сложности более 8 млрд рублей. Из которых вернуть удалось только около 4,5% средств. При этом объем такого рода хищений вырос почти на 40% по сравнению с прошлым годом. Представители регулятора уже неоднократно объясняли, что рост хищений и низкий возврат обусловлены высокой долей обманов с применением методов социальной инженерии, когда граждане самостоятельно переводят средства преступникам или раскрывают им свои банковские данные.
Где справедливость
«Нужно понимать, кто собственно виновник утечки средств в таких случаях. Например, вам звонят мошенники, и вы сами принимаете решение о переводе своих средств тому или иному адресату. Но это не ответственность банка! — отмечает ведущий научный сотрудник Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН) РАН Сергей Смирнов. — Приведу пример из жизни — историю своего знакомого, которому однажды нужно было перевести довольно крупную сумму — около миллиона рублей — своей дочери. Причем со своего счета в довольно известном и крупном банке на счет в не менее солидном финансовом учреждении. Так вот — его операция была моментально блокирована. А ему пришлось битый час объясняться с работником банка, отвечая на вопросы — он ли переводит средства, чем он это может доказать, делает ли это добровольно и так далее и тому подобное. Так что подобного рода верификация существует и, более того — она работает».
«Может быть, нужно совершенствовать существующие и продумать новые — более жесткие алгоритмы — при совершении подобных переводов: ввести еще какие-то механизмы, затрудняющие мошенничество и т. д. Но я категорический противник какой-либо солидарной ответственности, — продолжает Сергей Смирнов. — К тому же не стоит забывать, что новые расходы, которые возложат на банки, неизбежно лягут на плечи потребителей. Банк не будет работать себе в убыток и обязательно увеличит „плату за риск“: ужесточит правила совершения операций, понизит ставки по вкладам и т. д. Так что солидарная ответственность — не выход из ситуации».
Это мнение разделяет и финансовый консультант, эксперт по экономике и финансам Виталий Калугин:
«Вопрос ответственности банка в подавляющем большинстве из таких случаев вообще не возникает. Клиент сам, пусть и под влиянием воздействия со стороны мошенников, совершает действия со своими средствами, так что банк тут не при чем. Это как если вы дадите ключи и посадите за руль другого человека, а потом заявите, что он угнал ваш автомобиль.
При этом я не удивлюсь, если такое предложение в итоге будет принято. Просто потому, что у нас самые непредсказуемые идеи имеют свойство реализовываться на практике. Такая вероятность есть, но, будем надеяться, что она не сбудется. Иначе можно дойти до того, что при любой операции вам будут звонить из банка и уточнять — вы это делаете или нет. Таким образом, страдать будут все — и банки, и клиенты».