Банки постоянно работают над повышением уровня защиты платежей по картам и совершенствуют меры противодействия мошенникам. Тем не менее рассчитывать на одни только финансовые организации не стоит: безопасность карточки и денег на ней зависит в том числе и от владельца. И есть ситуации, когда владелец должен немедленно блокировать свою карточку. Рассказываем о них.
Ваш пин-код узнал кто-то, кроме вас
Пин-код — один из важнейших элементов безопасности карты, которым вы подтверждаете совершение платежных операций (например, покупку в магазине или снятие наличных в банкомате), говорит пресс-секретарь платежной системы «Мир» Елена Бочарова.
Его нельзя сообщать никому, включая сотрудников банка, а также хранить рядом с картой.
«Пин-код нельзя разглашать даже жене и самым близким родственникам. Технология банковских карт подразумевает, что если при проведении операции была предъявлена карта и введен пин-код, то такая операция считается выполненной владельцем карты», — предупреждает руководитель студии информационных технологий PE STUDIO Евгений Рыбалкин.
Если вы опрометчиво назвали пин-код от карточки третьему лицу или уверены, что третье лицо подсмотрело, как вы вводили секретную комбинацию цифр на клавиатуре банкомата, карту нужно менять.
Данные карты узнал кто-то, кроме вас
Помимо пин-кода, к конфиденциальной информации относятся и данные банковской карты: срок ее службы, CVC-код (трехзначный код на внутренней стороне карточки). Номер карты и данные о ее владельце не дают сделать какие-либо действия с ней. А вот наличие срока действия уже позволяет выполнять некоторые покупки в интернете, как отмечает Рыбалкин.
«Чем больше реквизитов имеет на руках мошенник, тем проще ему будет получить доступ к средствам, хранящимся на банковской карте. Помните, что данные о банковской карте (по телефону, на сайтах вне страницы оплаты и т. п.) запрашивают только мошенники!» — предупреждает Бочарова.
По словам эксперта отдела консалтинга Центра информационной безопасности «Инфосистемы Джет» Александра Морковчина, злоумышленник может прикинуться работником банка, сообщить о неких «подозрительных операциях» и как бы между делом спросить данные карточки. В таком случае карту придется менять.
Запомните: для перевода денег достаточно только номера карточки получателя (а иногда — и только его номера мобильного телефона).
Пришло СМС-сообщение с кодом
Чтобы обезопасить покупки и другие операции клиентов в интернете, платежные системы и банки придумали дополнительный способ защиты: одноразовый код подтверждения, который приходит в СМС-сообщении.
Если ваш банк прислал такое сообщение, а вы никаких операций не совершали, это сигнал о том, что аферисты завладели данными карты и пытаются украсть деньги. Немедленно свяжитесь с банком, заблокируйте карту, закажите перевыпуск (это можно сделать, позвонив на горячую линию финансовой организации или в специальном чате в мобильном приложении).
Вы ввели данные на непроверенном сайте
Мошенники постоянно совершенствуют схемы для кражи данных чужих банковских карт. Одна из неочевидных схем — «липовые» сайты. Это могут быть интернет-магазины или агрегаторы для продажи билетов на самолет, словом, что угодно, где может потребоваться ввод данных карточки.
«Перед вводом данных своей карты на сайте обязательно проверьте, безопасно ли соединение: в адресной строке рядом со ссылкой (начинающейся с https://) всегда должна стоять иконка замка, подтверждающая, что соединение защищено. Если значка замка нет, высок риск того, что операция оплаты небезопасна. Выбирайте сайт известной и проверенной организации или заведите специальную карту для оплаты в интернете, на которой будет лежать немного денег», — подсказывает Бочарова.
Вы потеряли карту
Знать данные банковской карты должен только ее держатель. В противном случае она считается скомпрометированной. Если деньги со счета пропадут, а банк узнает, что владелец не держал данные карточки в тайне, финансовая организация откажет в компенсации похищенной суммы.
Если вы потеряли карточку, а ее кто-то нашел и хочет ее вернуть, кредитку все равно лучше перевыпустить. Даже если нашедший руководствуется исключительно добрыми побуждениями и не собирается красть ваши деньги, для банка ваша карта все равно считается скомпрометированной.
Разумеется, в случае потери нужно немедленно блокировать карту с бесконтактной оплатой. У каждой платежной системы есть свой лимит на бесконтактные покупки (без ввода пин-кода): от 1000 до 3000 рублей. Если карту не заблокировать, завладевшие ей злоумышленники смогут без проблем совершать покупки с ее помощью.
Вы отдали карту постороннему
Если карта побывала в руках у постороннего человека вне вашего поля зрения, ее данные тоже могут стать чужим достоянием.
«Такое может произойти в кафе и ресторанах. Хоть сейчас практически везде банковский терминал приносят клиенту к столику, бывает, что официант просит карту, чтобы „пробить на кассе“. Лучше всего или пройти с картой к кассе, или отказаться от оплаты картой и заплатить наличными. Некоторые нечистые на руку официанты могут сфотографировать вашу карту и воспользоваться этими данными при покупках в интернет-магазинах», — предупреждает Рыбалкин.
Если карту захватил банкомат
У банкоматов, как и у любых технических средств, случаются сбои. Бывает, что они приходятся как раз на моменты, когда услугами терминала решил воспользоваться клиент банка. Очень часто банкоматы «заглатывают» карту.
«Как правило, такие карты в процессе инкассации доставляются в отделение банка, однако они проходят через несколько рук, вследствие чего пользоваться ими уже небезопасно», — объясняет Морковчин.