Как обезопасить себя, если едешь отдыхать в Турцию?
В Турции перевернулся автобус с российскими туристами, три человека погибли, пять находятся в тяжелом состоянии. На днях в республике выявили максимум заболевших коронавирусом за три месяца — более 22 тысяч случаев, — говорится в материалах местного Минздрава. Плюс ко всему в шести провинциях Турции продолжается борьба с лесными пожарами: огонь уже подобрался к курортам страны.
В общем, не самые благоприятные для отдыха события. При этом от поездок в Турцию наши соотечественники не отказываются, это по-прежнему самое популярное направление. Как пишет «Газета.ru» со ссылкой на турагентства, роста отмен путевок нет, иногда путешественники просят поменять регион или дату. А некоторые участники рынка даже фиксируют рост бронирований. Как ни крути, а отдых в Турции один из самых бюджетных. Как туристам, отправляющимся в эту страну, застраховаться от неприятностей, АиФ.ru узнал у юристов.
Из люкса в сарай
Из отелей, к которым огонь подступил слишком близко, туристов переселяют в другие гостиницы. Условия проживания в отеле (три, четыре, пять звезд) закреплены при бронировании тура и собственно в самом договоре. Там же прописаны условия реагирования туроператоров при возникновении форс-мажорных ситуаций, как это сейчас происходит в Турции. Если турист оплатил проживание в пятизвездочной гостинице, а его переселили в отель попроще, он не сможет потребовать разместить его на тех условиях, что прописаны в договоре, говорит юрист Ольга Довгилова.
По словам адвоката Кристины Колесник, пожары в Турции необходимо трактовать как обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор): «В таком случае с туроператора снимается ответственность за причиненные туристу убытки». Взыскать с туроператора разницу в стоимости оплаченной гостиницы и фактически предоставленной можно только в суде, добавляет эксперт.
Расширенная страховка
Когда мы отправляемся за границу, то всегда оформляем страховку. Без нее многие страны и визу не дадут. Но страховка страховке рознь.
«К сожалению, когда речь заходит о катаклизмах и природных явлениях, обычные страховые полисы, как правило, не действуют, поскольку включают условия форс-мажора, в соответствии с которыми выплаты или компенсации при наступлении таковых событий не производятся», — поясняет член Ассоциации юристов России Никита Тарновский.
Опрошенные АиФ.ru эксперты рекомендуют оформлять расширенную страховку. Только при ее наличии есть шанс компенсировать убытки, понесенные туристом из-за обстоятельств непреодолимой силы.
«С такой страховкой здесь человек уже сможет получить страховую выплату, то есть эквивалент за неудобства в виде компенсации. Если есть возможность, вносите корректировки в „тело“ договора во время оформления купли-продажи тура. Это теоретически, а фактически туроператоры неохотно идут на изменение своих рамочных договоров. У потребителя только один очевидный, на мой взгляд, выход: оформлять расширенную страховку. Не экономьте на этом. Если нет ни страховки, ни четко обозначенных условий в договоре при возникновении форс-мажорных ситуаций, вы можете обратиться в суд, предоставив доказательства того, что туроператор должен был обеспечить наличие совокупности условий тура не ниже заявленных в договоре», — подсказывает Довгилова.
В свою очередь, Никита Тарновский рассказывает, что некоторые клиентоориентированные фирмы оставляют возможность смены гостиницы или замены обратного рейса. Понятно, что путевки у таких туроператоров дороже, но зато и гарантии того, что в случае форс-мажора вы не потеряете деньги, выше.
«Что касается медицинского обслуживания, то также очень важно учитывать условия договора медицинского страхования. В данном случае — при отсутствии официального чрезвычайного положения в стране пребывания и поддержке данной позиции Министерством иностранных дел РФ — это будет для туристов помощью, так как страховой полис будет действовать и покрывать указанные в нем медицинские манипуляции и связанные с ними расходы», — резюмирует Тарновский.
Источники информации: