Что за новую схему обмана со «страховым агентом» придумали мошенники?
В первом квартале этого года мошенники украли у россиян 2,9 миллиарда рублей, свидетельствуют данные Центрального банка РФ. Это на 57% больше, чем за аналогичный период 2020 года. При этом лишь 7,3% от похищенных денег финансовые организации смогли вернуть жертвам аферистов.
Чаще всего злоумышленники связываются с гражданами по телефону. С января по март Центробанк инициировал блокировку более 6000 мошеннических номеров. Аферистам постоянно приходится совершенствовать способы обмана соотечественников. Как пишет газета «Известия» со ссылкой на доклад сервиса разведки утечек данных DLBI, в схему по разводу банковских клиентов мошенники добавили «посредника» — «личного страхового агента», обращение к которому убережет их деньги.
У многих банков есть функция персонального менеджера — «своего» человека, с которым можно проконсультироваться на тему кредита, открыть счет, запросить справку и прочее. Злоумышленники внедрили персонального менеджера в мошенническую схему. Теперь они, звоня от лица сотрудника службы безопасности банка, предлагают своим жертвам связаться с «личным страховым агентом», якобы его данные указаны в договоре и только после общения с менеджером можно спасти накопления. Трюк в том, что договор на банковский вклад или на карточку не у каждого под рукой, приходится верить на слово. На том конце провода сообщают имя и телефон «страхового агента», а на самом деле сообщника, который уверяет, что деньги в опасности и их нужно срочно перевести на безопасный счет.
Как рассказал изданию основатель DLBI Ашот Оганесян, сейчас мошенники не так часто используют данные о банковских счетах россиян, поскольку эта информация подорожала, а также схемы, которые предусматривают использование кода из смс-сообщения. «Вместо этого преступники уговаривают жертву сделать перевод полностью самостоятельно», — говорит Оганесян.
По словам начальника отдела по противодействию мошенничеству центра прикладных систем безопасности компании «Инфосистемы Джет» Алексея Сизова, аферисты могут предлагать перевести деньги на счет «доверенного лица», якобы представителя банка, Центрального банка, Агентства по страхованию вкладов, сотрудника полиции, словом, на что хватит фантазии.
Центральный банк прокомментировал мошенническую схему: в регуляторе предупредили, что банковские служащие никогда не просят переводить деньги на другие счета. Граждане, которые совершают такие операции, отправляют деньги мошенникам. И вернуть их практически невозможно — человек сам отправил средства, доказать, что он сделал это неосознанно, крайне сложно.
Вот недавняя история из Ставрополя, где пенсионерка перевела аферистам почти 500 тысяч рублей. Как сообщает пресс-служба ГУ МВД по Ставропольскому краю, женщине позвонил мужчина, представившийся сотрудником банка, и убедил ее, что накопления пытаются украсть, деньги нужно перевести на «резервный» счет. Пенсионерка поверила и подарила полмиллиона рублей аферистам, передает «Комсомольская правда».
Кстати, аналитики банка ВТБ провели исследование и выяснили, что чаще всего жертвами мошенников становятся мужчины в возрасте от 35 до 39 лет. На их долю приходится треть случаев столкнувшихся с аферистами граждан, сообщает РБК. Четверть пострадавших — соотечественники в возрасте от 40 до 49 лет. А вот доля обманутых злоумышленниками граждан старше 50 лет — 22%.
Жертвами мошенников стали 45% женщин и 55% мужчин.