Что важно знать при аренде техники через специальные сервисы?
В марте спрос на сервисы по аренде техники вырос у россиян в среднем на 30%. Об этом сообщает РБК со ссылкой на организации, предоставляющие подобные услуги. Отмечается, что чаще всего во временное пользование люди берут ноутбуки, игровые приставки и телефоны. Так, бюджетный сотовый телефон стоит примерно 90-150 рублей в сутки, а последняя модель iPhone — около двух тысяч рублей.
В связи с ажиотажем на аренду товаров через онлайн-сервисы эксперты Роскачества подготовили для пользователей рекомендации по работе с такими сервисами и рассказали о существующих рисках и «подводных камнях».
На что необходимо обратить внимание, прежде чем оформить сделку?
Изучить договор оферты
Прежде всего необходимо ознакомиться с офертой (договором), который представлен на сайте сервиса. Роскачество рекомендует внимательно прочитать все положения документа и при любых возникающих сомнениях не принимать его условия.
В частности, в оферте нужно обратить особое внимание на возможные пени и штрафы для потребителя, особенно в случае порчи техники или нарушения сроков аренды.
«Как правило, по законодательству допустим нормальный естественный износ вещи, однако если арендодатель указывает в договоре, что за любую царапину будет взыскиваться полная стоимость вещи — лучше от такого сервиса отказаться», — заявили в ведомстве.
Также стоит проверить, чтобы в договоре или акте указывалась оценочная стоимость переданной вещи — на случай возможных недоразумений (потери, поломки). В Роскачестве считают: если она не устраивает потребителя (слишком завышена) — лучше от аренды отказаться.
Узнать, кто арендодатель
Следует обратить внимание на того, кто будет выступать в качестве арендодателя. Дело в том, что есть сервисы, которые не сдают вещи в аренду потребителям самостоятельно, а лишь сводят две стороны: собственника вещи и пользователя. Важно понимать: если арендодателем будет выступать некий гражданин, то законодательство о защите прав потребителей применяться не будет, отметили в ведомстве.
«В преамбуле закона РФ „О защите прав потребителей“ сказано, что документ регулирует отношения потребителя только с организацией (независимо от ее организационно-правовой формы) или индивидуальным предпринимателем, которые выполняют работы или оказывают услуги потребителям по возмездному договору. Поэтому, чтобы пользоваться всеми гарантиями, предоставленными законом „О защите прав потребителей“, лучше арендовать вещи у предпринимателей, зарегистрированных надлежащим образом», — пояснили эксперты.
В ведомстве добавили, что если арендодателем выступает организация или индивидуальный предприниматель, осуществляющие сдачу имущества в аренду на постоянной основе, то отношения с потребителем регулируются двумя основными законами: Законом РФ «О защите прав потребителей» и Гражданским кодексом РФ (глава 34).
Какие еще потенциальные риски существуют?
- Если вы берете смартфон или компьютер в аренду, гарантий о его вирусной безопасности нет. Поэтому существует риск нахождения вирусного ПО (например, случайно установленное другим пользователем).
- Если арендованная техника была «заражена», то есть риск утечки персональных данных. Например, если пользователь будет «серфить» в интернете (что-то оплачивать или вводить свои персональные данные), то такие гаджеты вероятно могут собрать и направить эти данные третьим лицам, отмечают в Роскачестве. Это же касается аналитической информации (что вы смотрели, кому и что писали и т.д.), ваших контактов и медиафайлов.
- Есть риск слежки устройством (гаджеты с GPS могут показывать, где вы находитесь, микрофон может записывать и передавать звук, камера записывать и передавать видео и т. п.).
Какие правила безопасности нужно учесть при использовании арендованного гаджета?
При использовании арендованного устройства Роскачество советует:
- заводить отдельную учетную запись при пользовании;
- стараться минимизировать использование персональных данных;
- свести к минимуму использование своих учетных данных (почты/логины/пароли/номера телефонов);
- перед сдачей техники обратно удалить личные данные и историю браузера, а также проверить выход из учетных записей.
Что делать, если мне пришла неисправная техника?
Роскачество напоминает: прежде чем подписать акт о принятии техники необходимо осмотреть ее на предмет целостности, проверить работоспособность, комплектацию, установку необходимых приложений и т.д. (можно дополнительно зафиксировать посредством фото или видеосъемки). Это можно сделать, например, в пункте выдачи. В случае наличия недостатков обязательно указать их в акте либо не принимать неисправную технику.
Если же неисправность выявилась в процессе использования, при этом потребитель не нарушал правила проката (не ронял, не топил технику, а пользовался ей бережно), то можно говорить об оказании услуги ненадлежащего качества, считают эксперты ведомства.
«В этом случае применяются положения ст. 29 Закона РФ „О защите прав потребителей“ — например, потребитель может потребовать предоставление исправного товара. Если же возникает спор о причинах возникновения недостатков, то по закону, как правило, выход один — проведение независимой экспертизы», — объяснили в Роскачестве.
В ведомстве отмечают, что при возникновении конфликтных ситуаций между потребителем и арендатором нужно попробовать самостоятельно решить проблему с сервисом.
«В первую очередь надо направить претензию в адрес арендодателя (вручить представителю под подпись либо направить заказным письмом с уведомлением о вручении). Претензия пишется в свободной форме, но можно ссылаться на положения закона РФ „О защите прав потребителей“. Также в случае нарушения прав можно обратиться в Роспотребнадзор — например, если в договор были внесены условия, ущемляющие права потребителя (ст. 16 закона). Если же ничего не поможет, то последняя инстанция — суд», — подчеркнули в Роскачестве.