С каждым днем с учетом развития информационных технологий появляется все больше и больше различного вида мошенников. Одними из самых распространенных стали псевдоброкеры, предлагающие заработать на операциях с ценными бумагами, суля при этом доход значительно выше рыночного. При этом заявленные обещания никогда не выполняются.
Как «работают» псевдоброкеры
Представитель псевдоброкерской компании находит потенциальных клиентов и предлагает им доходы от инвестирования в акции, облигации, фьючерсы, криптовалюты, которые существенно превышают существующие на рынке. Псевдоброкеры предлагают гражданину самостоятельно перевести деньги в доверительное управление и установить приложение с некими «автопрограммами», которые самостоятельно проводят сверхвыгодные сделки. Если клиент соглашается, с ним подписывают договор, составленный на английском в языке. Бумаги составлены таким образом, что по факту получается, что клиент просто отдает свои деньги в управление и принимает все риски.
На самом же деле получается следующее: «автопрограмм» на самом деле не существует, курс ценных бумаг в установленных приложениях фальшивый, а деньги просто воруются. Иногда мошенники позволяют вывести небольшие суммы, создавая тем самым иллюзию выигрыша. Основной целью данных компании является привлечение денежных средств клиентов с последующим использованием их для собственных нужд, а не оказание настоящих брокерских услуг.
Способов существует несколько. Например, деньги клиента поступают на счет, гражданин один раз проверяет его состояние, но потом личный кабинет становится недоступен, а представитель компании больше не выходит на связь. В другом случае деньги могут поступить на счет, клиент пробует совершать какие-то операции, но после этого счет неожиданно обнуляется или даже уходит в минус, и представитель компании просит его пополнить. Так клиент оказывается еще и должен. Возможен вариант, при котором клиент может совершать операции, получать «виртуальную» прибыль, но при попытке вывода денег сталкивается с тем, что вывести нельзя.
Компании заключают с клиентом «правильные» с точки зрения законодательства и международных платежных систем договоры, поэтому клиент в будущем не может провести ни chargeback (MasterCard и MIR оспаривание таких операций запрещено, по картам Visa возможно частично), ни тем более оспорить договор в суде. Многочисленные жалобы и имидж для таких компаний не имеют значения, так как срок жизни таких компаний недолог. Список псевдоброкеров в банке пополняется на регулярной основе на основании жалоб клиентов.
Мошенники рекламируют себя как крупные международные брокерские компании, ведущие бизнес в разных регионах мира. Они имеют «красивый» сайт, в основном на английском языке, но обязательно со страницей на русском, так как в основном деятельность псевдоброкеров направлена на граждан России и СНГ. Часто на сайте можно найти информацию, что компании не работают с гражданами США и Евросоюза.
К тому же псевдоброкеры регистрируются в офшорах, а это значит, что судиться с ними придется в далеком островном государстве. Как правило, пострадавшие к этому не готовы, да и результат такого суда непредсказуем.
Заимствовали у родственников и брали кредиты
Часто люди, чтобы сделать инвестиции, берут кредиты, продают квартиры и «влезают» в долги.
Например, показателен случай с клиенткой банка Вероникой. В начале 2018 года ей позвонил сотрудник компании, представляющий якобы брокерские услуги, и предложил выгодные инвестиции с гарантированным доходом и с минимальными вложениями. Клиентка заинтересовалась предложением, ей был выделен финансовый аналитик, который постоянно находился на связи. Вероника начала осуществлять переводы в пользу «псевдоброкерской» компании. С февраля по август 2018 года она совершила операции на общую сумму более 21 млн рублей. Компания под различными предлогами не давала вывести деньги, при этом требовала вносить все больше. В конечном итоге Веронике был закрыт доступ в личный кабинет «псевдоброкера», а финансовый аналитик перестал выходить на связь. Клиентка рассказала, что вносила не только свои личные деньги, но и средства, заимствованные у родственников, а также вырученные с продажи квартиры. При этом у нее на иждивении двое детей с инвалидностью.
В случае с этой клиенткой банк предпринимал следующие действия. Он приостановил операцию и предупредил клиентку о рисках, но она настояла на ее проведении. После того, как клиентка поняла свою ошибку, она обратилась в банк с оспариванием операций перевода. Банк оформил запрос на возврат средств клиента в банк-эквайер «псевдоброкерской» компании в соответствии с правилами VISA и Mastercard, но получил отказ в удовлетворении требований.
В случае с клиентом банка Сергеем была использована другая схема. В середине 2018 года ему на электронную почту пришло письмо от сотрудника РТBanc, который предлагал инвестировать денежные средства в акции компании Organovo, занимающуюся технологией 3D-биопептина для воспроизводства человеческих органов и тканей при помощи специального оборудования. Сергею сообщили о высокой доходности компании и возможности оказать помощь нуждающимся людям, которым необходима трансплантация органов. Клиент заинтересовался предложением, ему был выделен финансовый аналитик, который постоянно находился на связи. Таким образом, Сергей начал осуществлять переводы в пользу «псевдоброкерской» компании. С июля по ноябрь 2018 года клиент совершил операции на общую сумму 4216 долларов. Компания под различными предлогами не давала вывести деньги, при этом требовала вносить все больше. В конечном итоге Сергею был закрыт доступ в личный кабинет «псевдоброкера», а финансовый аналитик перестал выходить на связь. Клиент, помимо собственных средств, взял три кредита и осуществлял операции перевода в «псевдоброкерскую компанию».
Все операции совершены клиентом самостоятельно с вводом одноразового пароля. Поэтому после обращения клиента с претензией банк оформил запрос на возврат средств клиента в банк-эквайер «псевдоброкерской» компании в соответствии с правилами VISA, но получил отказ в удовлетворении требований.
Как банки защищают от псевдоброкеров
Финансовые организации, тем не менее, стараются защитить своих клиентов. В Сбербанке, к примеру, разработан специальный алгоритм, который определяет сомнительные операции клиентов, когда граждане в расчете на сверхприбыли пытаются перевести деньги мошенникам. При обнаружении подозрительной операции сотрудники банка предупреждают клиента о рисках.
В 2019 году специалистами Сбербанка было выявлено 135 псевдоброкерских компаний, заявлявших сверхприбыли для граждан. Средняя сумма перевода на счета псевдоброкеров составила 47,6 тысяч рублей. В марте этого года Сбербанком запущен специальный алгоритм, который позволяет сохранить деньги клиентов. С момента запуска по настоящий момент уже было отклонено 357 операций на общую сумму 14,3 млн рублей. А на сайте банка есть соответствующий раздел «Как обезопасить себя от псевдоброкеров и псевдодилеров?».
Формально любой банк России не может совсем запретить клиенту совершать операции перевода средств в пользу таких мошенников. Если человек переводит средства через какие-либо дополнительные сервисы, например РayРal и подобные, банк даже не может предупредить гражданина о возможных рисках. Но в случае возникновения проблем с возвратом средств почти все клиенты обращаются с претензией в банк. И финансовая организация тратит ресурсы на обработку таких обращений, несет репутационные риски, т. к. отвечает отказом в возврате средств, а человек реплицирует свои ошибки на несовершенство банковских процессов, о чем зачастую сообщает публично. Поэтому важно помнить клиентам любого банка, что такая проблема, как псевдоброкерство, существует, а бесплатный сыр и 100% годовых бывает только в мышеловке. Особенно сейчас, в период волатильности на рынках и попытках людей сохранить или даже приумножить свои средства.