С началом пандемии количество случаев мошенничества резко увеличилось, рост произошел за счет телефонного и интернет-обмана: за первое полугодие показатель подскочил на 76%, свидетельствует статистика Генпрокуратуры. В два раза выросло число мошенничеств с банковскими картами.
Отечественные финансовые организации начали навязывать клиентам страховку от хищений средств с карточек. Если не оформишь страховку, банк может отказать в выдаче карты. Насколько это законно? И полезна ли вообще такая страховка? Вместе с юристами разбирался АиФ.ru.
В чем польза страховки?
Чтобы понять, имеет ли смысл оформлять страховку от хищения денег с банковской карты, нужно убедиться, что условия компенсации средств в случае их кражи не повторяют закон «О национальной платежной системе» (ст. 9). Условия страховки должны включить в себя риски, не предусмотренные законодательством.
«По закону банк обязан уведомлять клиента-физлицо о каждой совершенной операции по карте. Если клиент не позднее дня, следующего за днем получения такого уведомления, сообщит о том, что операция была осуществлена без его согласия, банк обязан возместить сумму операции, если не докажет, что клиент сам нарушил порядок использования карты, в связи с чем операция была совершена без его согласия», — объясняет адвокат Владимир Постанюк.
Если взглянуть на новостные сводки, то можно заметить, что чаще всего граждане сами сообщают мошенникам конфиденциальную информацию: CVC-код, одноразовый пароль из СМС-сообщения, логин и пароль от мобильного банка. А злоумышленники, получив эти данные, опустошают счета граждан. Как раз на такие случаи действие закона не распространяется, то есть если вы назовете аферистам персональную информацию, а они украдут деньги, банк будет вправе не компенсировать потерю.
«Теоретически здесь на помощь может прийти страховка. При этом надо понимать, в каком случае происходит страховое возмещение, требуется ли от гражданина предоставление дополнительных документов и каких именно», — отмечает Постанюк.
В свою очередь, управляющий партнер коллегии адвокатов города Москвы Максим Первунин задается вопросом: а кому больше нужна страховка от кражи — клиенту или банку? Ведь последний, принимая деньги от клиента на хранение, обязуется обеспечить их сохранность.
Если гражданин внимательно относится к банковской карте (оберегает от потери), не совершает покупки в сомнительных онлайн-магазинах, не сообщает посторонним лицам конфиденциальную информацию, а также имеет отдельную карту с минимальным лимитом средств не для хранения денег, а исключительно для покупок, рисков можно избежать и страховка здесь не требуется, добавляет Постанюк.
А насколько законны действия банка?
Любой договор страхования, в том числе на случай кражи с банковской карты, гражданин заключает на свое усмотрение. То есть его оформление не является обязательным условием, говорит эксперт юридической компании Марат Хасянов.
«Пользуясь своим монопольным положением, банк, как правило, продвигает лишь „свои“ страховые, финансовые, пенсионные компании и сервисы. На мой взгляд, это является нарушением антимонопольного права», — говорит Максим Первунин.
Центральный банк России в комментарии газете «Коммерсантъ» подобную практику назвал недобросовестной.
Можно ли отказаться от страховки, если уже ее оформил?
Если вы не хотите портить отношения с банком, хотите поберечь свои нервы или по каким-то иным причинам согласились на страховку от кражи денег с карты, вы можете отказаться от нее. Сделать это нужно в письменном виде.
«В соответствии с указанием Центрального Банка РФ (№ 3854-У), страховые компании должны включать в договоры условие, предусматривающее обязанность страховщика вернуть страховую премию в случае отказа гражданина от договора в срок не позднее 14 календарных дней с даты заключения договора (так называемый „период охлаждения“), если к этому времени страховой случай не наступил», — говорит Постанюк.
Страховщик может предусмотреть более длительный срок. И тут нужно быть внимательным. По словам эксперта, бывали случаи, когда консультанты уведомляли клиентов о возможности вернуть страховку в течение месяца, но не ранее чем через две недели со дня заключения договора, в то время как в самом документе были указаны иные сроки. Следуя рекомендациям банковского служащего, клиент обращался к страховщику, когда сроки были уже пропущены.