Зачем банковские мошенники используют автоответчик?
По 3,5-5 миллиардов рублей в месяц аферисты крадут с банковских карт россиян, подсчитали специалисты «Сбера». По данным финансовой организации, на которые ссылается газета «Известия», операторы одного мошеннического кол-центра делают от 3000 до 7000 звонков в сутки. В половине из них аферисты не дозваниваются: граждане предпочитают не брать трубку с неизвестных номеров. А срабатывает вообще только 1% звонков.
Вот и приходится злоумышленникам использовать автоответчики вроде того, что позвонил нашей читательнице Татьяне: «Вас приветствует роботизированная служба защиты Сбербанка. Уважаемый клиент, вы подтверждаете перевод в размере 13 тысяч рублей? Для подтверждения нажмите „1“. В случае отказа от операции оставайтесь на линии для связи со специалистом».
Расчет здесь простой: финансово подкованный гражданин сразу поймет, что имеет дело с мошенниками, и повесит трубку, значит, и время на него тратить не надо. А вот доверчивый гражданин, пенсионер, может и поверить. После того как он остается на линии, автоответчик соединяет его с якобы специалистом службы безопасности, и тогда уже начинается традиционный сценарий: «Мы зафиксировали попытку несанкционированного списания средств с вашего счета, это значит, что карта скомпрометирована, назовите ее данные, так мы сможем обезопасить оставшиеся деньги». Затем в дело снова включается автоответчик, которому нужно продиктовать персональные банковские данные, потому что, как предупреждают мошенники, «живым людям называть эту информацию нельзя». Человек верит и в итоге остается без денег.
«Сейчас мошенники используют звуки поддельного автоответчика как одну из психологических уловок наравне с шумом кол-центра на заднем плане», — цитируют «Известия» технического директора IT-компании Ашота Оганесяна.
Пару лет назад таким образом на три с лишним миллиона обворовали 39-летнего москвича. Сначала ему сообщили, что с его счета списали крупную сумму. «Мы долго с ним общались. Я говорю: „Если бы вы звонили с другого телефона, то я подумал бы, что вы мошенник“. А он акцентировал мое внимание: „Вы можете проверить этот номер телефона, он указан у вас на карте“», — рассказывал пострадавший СМИ.
По его словам, мошенник знал последние четыре цифры номера его банковской карты, а еще на заднем фоне были слышны звуки «реального кол-центра». Мужчине предложили перевести оставшиеся деньги на резервный счет. Процедура эта якобы абсолютно безопасная, поскольку совершается в режиме автоответчика. Москвич поверил и продиктовал автоответчику пароли, которые приходили в СМС-сообщениях. Деньги он действительно перевел на другой счет, только не на резервный, а на мошеннический. Никакого автоответчика не было: всю информацию, которую называл мужчина, слышали аферисты.
Обычно злоумышленники звонят с номеров, которые начинаются с +7495 и +7499. А тот же «Сбер» звонит с номера 900. Мошенникам непросто подделать официальный номер кредитного учреждения, хоть они и пользуются подменой номеров, мобильные операторы быстро отслеживают и блокируют звонки, рассказал РИА Новости главный эксперт «Лаборатории Касперского» Сергей Голованов.
«Однако злоумышленники часто пытаются обойти подобные блокировки, добавляя “+”, “+?”, “8-” к известным коротким номерам. Поэтому пользователям очень важно оставаться бдительными, внимательно смотреть на номер входящего звонка, установить решения для определения незнакомых номеров», — подсказывает Голованов.