Реклама часто раздражает, но без неё уже не обойтись. Пока фильм прерывается сюжетом про новый шампунь, можно сбегать к холодильнику, выйти покурить или даже успеть проверить домашнее задание у отпрыска. Рекламным щитом легко прикрыть обшарпанную стену или вид на помойку. Быстрое чтение рекламных анонсов книг помогает достойно вести интеллектуальную беседу. Реклама активно участвует в формировании моды, вкуса да и вообще мировоззрения. В России на рекламе уже выросло новое поколение. Но!
Важно уметь отличать рекламу от мошенничества, чтобы потом не каяться: «Эх, опять обманули...» А как это сделать?
Главное — самозащита
В законе есть понятие «недобросовестная реклама». Только в развитых странах отлично понимают, что невозможно раз и навсегда прописать в законах все требования таким образом, чтобы потребитель был навеки надёжно защищён от обмана. Потому в том же Евросоюзе действуют разного рода специальные органы, комиссии, которые безостановочно модернизируют правила. И это не считая национальных обществ по защите прав потребителей, которые во многих странах являются весьма уважаемыми организациями, влияющими даже на ход политических выборов.
Вот недавний пример. Комиссия Евросоюза (финансируется за казённый счёт) занималась оценкой практики разного рода рекламных распродаж в магазинах. По действующим правилам, торговцы всё исполняли как бы правильно: объявляли, что в такой-то день в таких-то магазинах при покупке, скажем, 1 кг кофе
Поверь и умри?
У нас ситуация с уровнем честности рекламы не лучше и не хуже европейской. И структуры, призванные защищать потребителя, формально тоже имеются. Только вот... кто-нибудь может навскидку назвать хоть один громкий судебный процесс против лживой фирмы-продавца?
Мой знакомый сыролюб рассказывает, что накарябанные карандашом проценты в рыночных ларьках — зачастую обман, что вот такой-то и такой-то сыры просто не бывают с жирностью ниже 45%... А ведь покупателя не только ввели в заблуждение — под угрозу поставили его здоровье: маложирные сыры покупают часто по предписанию медиков. И кто знает, на каких ещё ярлыках чего подобного понаписали.
Отдельная и весьма печальная тема — реклама лекарств. Например, расхваливаемый высокоэффективный препарат от тяжести в животе для панкреатитчиков может оказаться просто опасным. Но иначе, видимо, не может быть в стране, где лекарства можно покупать без рецепта. В развитых странах рецепт — это финансовый документ. Он гарантирует оплату страховой компанией или государством всей стоимости покупки препарата или её части. Поэтому там в метро рекламировать то же лекарство для поджелудочной железы просто бессмысленно. Есть смысл рекламировать только услуги страховщика. У нас по добровольной медстраховке можно посетить врача, но нельзя с ней явиться в аптеку за препаратом, хотя в общей цене амбулаторного лечения стоимость лекарств часто превышает затраты на оплату приёмов у медиков.
Получается, что для уничтожения опасных хвалебных объявлений надо модернизировать всю систему чиновничьего контроля за рекламой. И... желательно побыстрее.