Примерное время чтения: 6 минут
1211

Зима и кризис. Эксперты объяснили, почему россияне стали чаще пить водку

В 2023 году продажи водки остались на уровне близком к рекордному, а спрос на более легкие алкогольные напитки и вовсе превысил показатели 2022 года. Эксперты aif.ru рассказали, что эта тенденция будет укрепляться дальше и отчасти повлияет на повышение стоимости алкоголя.

Пить стали больше

В 2023 году в российских магазинах увеличились продажи спиртного, сообщает Росалкогольтабакконтроль. Без учета пива и сидра, россияне приобрели более 229,5 млн декалитров горячительных напитков. Это на 4,1% больше, чем в 2022 году.

Доцент кафедры управления и предпринимательства МГГЭУ, кандидат экономических наук Инна Литвиненко рассказала, что тенденция роста продаж спиртного появилась в 2018 году.

«Связано это с пандемией, событиями 2022 года, а также нынешними экономическим и геополитическим кризисами. Все это, конечно же, дает повод россиянам употреблять спиртные напитки. Действительно, многими экспертами выделяется такая тенденция, что в периоды кризиса фиксируется рост продажи алкогольных напитков. В первую очередь, крепких: водка, виски, коньячные изделия», — пояснила Литвиненко.

Но в России, по словам эксперта, к этой причине добавляется еще и сезонный фактор — суровые климатические условия. «На территории России не самые простые климат и погода, почти везде здесь зима длится большую часть года, наблюдается достаточно низкая минусовая температура, что, собственно, тоже накладывает отпечаток на рост употребления крепких спиртных напитков», — добавила собеседница aif.ru.

Лепту в формирование тренда вносит доступность и популярность водки в нашей стране — она здесь стоит гораздо дешевле других крепких напитков и винных изделий, подчеркнула Литвиненко.

«Если подвести итог вышесказанного, в спросе на водку и крепкие спиртные напитки где-то до 48% приходится на сложную экономическую и геополитическую ситуацию, до 35% — на фактор сезонности, зиму, климат. Также примерно до 15% я бы отвела на стоимость водки как относительно дешевого напитка среди другого крепкого алкоголя и в целом на ее популярность на территории России», — подытожила она.

Продолжение следует

Литвиненко напомнила, что за прошлый год россияне употребили свыше 229 млн декалитров спиртных напитков, на водку при этом пришлось 75,6 млн декалитров (-0,8% относительно 2022 года). Она считает, что хотя и наблюдается небольшое снижение, в целом количество потребляемого алкоголя находится на достаточно высоком уровне, и, скорее всего, в дальнейшем показатели продолжат расти.

«В частности, вероятно, именно продажи водки покажут плюс — снова скажется ее доступность. Тенденция роста будет наблюдаться и на протяжении всего 2024 года. В первую очередь, такую динамику мы будем наблюдать примерно до июня. А по итогам 2024 года мы можем выйти на примерно аналогичные 2023 году цифры по количеству употребляемых крепких спиртных напитков, возможно, даже с небольшим приростом в 1-2%», — прогнозирует экономист.

Что по ценам?

Повышенный спрос нередко приводит к росту цен. В данном случае, отметила доктор экономических наук, профессор РЭУ им. Г. В. Плеханова Наталья Проданова, тоже может возникнуть такая ситуация, однако это не единственный фактор, который может стать драйвером увеличения ценников на алкоголь.

«Влияние спроса и предложения на стоимость алкогольных напитков можно проанализировать, сопоставив динамику продаж и объем производства. Начнем с того, что водки в​ России​ в 2023 году произвели меньше на 4,3% — всего 80,4 млн декалитров. В свою очередь данные Росалкогольтабакконтроля говорят о том, что уровень потребления с 2022 года практически не изменился. Чисто теоретически,​ высокий спрос на фоне недостаточного предложения на рынке алкогольной продукции, может привести к росту цен», — уточнила эксперт.

Вместе с тем, подчеркнула она, в основе удорожания водки лежит, прежде всего, инфляция, а ее уровень в России достиг практически 8% в годовом выражении.

«Сырье, используемое для производства продукции, дорожает. Следом за ним растет в цене и стоимость готового продукта — здесь все логично. ​Кроме того, одним из факторов,​которые нельзя сбрасывать со счетов, является и увеличение акциза на спирт и алкогольные напитки. Это такой косвенный налог, который платят производители ряда товаров», — рассказала Проданова.

Она напомнила, что уже с 1 января 2024 года акциз на табак вырос, а алкоголь эта участь ждет с 1 мая. Но и здесь далеко не все — законопроект на эту тему, принятый Госдумой прошлой осенью, подразумевает увеличение акциза на спиртную продукцию не только в этом году, но еще и в 2025-м и 2026-м.

«Например, на вино акциз вырастет сразу в три раза — с 34 руб. за литр до 108 руб., а через год и два соответственно будет уже на уровне 112 и 116 руб. за литр. В связи с этим ряд экспертов уже пророчат удорожание вин примерно на половину. По другим категориям алкоголя акциз вырастет в пределах 5% в 2024-м — с 613 до 643 руб. за литр. А в 2025 и 2026 годах цифры будут уже такими: 669 руб. и 696 руб. соответственно», — добавила экономист.

Именно этот комплекс факторов, по мнению Продановой, приведет к тому, что цены на алкогольную продукцию будут корректироваться.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах