Примерное время чтения: 7 минут
665

Заслон контрафакту. Маркировка сокращает долю нелегальных товаров

Виталий Белоусов / РИА Новости

Идея маркировать потребительские товары возникла еще в 2017 году, так власти рассчитывали вытеснить с прилавков российских магазинов некачественную и контрафактную продукцию. Задача казалась трудновыполнимой, но сейчас система маркировки «Честный знак» уже охватила 15% несырьевого ВВП страны, а эффект от ее внедрения в виде прямых и косвенных дополнительных налоговых поступлений и доходов компаний составил 471 млрд руб. Система заслужила признание со стороны госорганов, уверен заместитель генерального директора ЦРПТ (компания — оператор государственной системы маркировки «Честный знак») Реваз Юсупов, она выгодна как рядовому потребителю, так и бизнесу и стране в целом. 

Государственная система маркировки «Честный знак» позволяет проследить путь товара на всех этапах от производителей до потребителей и сократить объемы теневого производства. Одновременно система призвана гарантировать потребителям подлинность и заявленное качество приобретаемой продукции, маленькая метка становится непреодолимой преградой у нелегальных товаров на пути к полке магазина. Кроме того, любой покупатель в любой торговой точке может самостоятельно проверить срок годности и происхождение товара, используя лишь приложение на смартфоне. Практика показала — в тех товарных группах, где введена обязательная маркировка, доля теневого оборота продукции неуклонно снижается.

Табак и пиво

В уходящем 2023 году ввели маркировку пива и слабоалкогольных напитков (сидра, пуарэ, медовухи). С 1 апреля началась маркировка таких напитков в кегах, с 1 октября — в стекле и пластике, а на 2024 год запланировано еще 4 этапа внедрения. 

И положительные эффекты не заставили себя долго ждать, их фиксирует не только оператор системы, но и Росстат. Например, в октябре — далеко не самом жарком месяце — в России произошел взрывной рост производства пива, по данным официальной статистики, произведено 63,2 млн декалитров пива, что на 20,8% больше, чем в том же месяце прошлого года. Такие показатели объясняются именно введением маркировки — рынок начал обеляться. «Среди прочих производителей с начала октября в систему маркировки подали отчет о нанесении на бутылку кодов 56 компаний, которые ранее уведомляли оператора и региональные органы власти о том, что они вовсе не производят пиво и слабоалкогольные напитки либо не разливают их в бутылки», — объясняет Реваз Юсупов.

Маркировка на табачном рынке началась еще в 2019 году, и именно в 2023 году внедрение завершилось. За это время легализовалось 18 производств, а еще 45 нелегальных было закрыто. В 2023 году продолжилась практика уведомления бизнеса о наличии нарушений без применения каких-либо санкций, так называемый механизм самообеления.

От коровы до кассы

Маркировка молочной продукции началась в 2021 году, в 2023 году акцент был сделан на борьбе с фальсификатом. Блокировка просрочки на кассах пока является экспериментальным, но уже очевидно успешным проектом — реализация молока с истекшим сроком годности снизилась почти на 11%. Поэтому правительство уже приняло решение о распространении этой функции на все кассы страны с 2024 года. 

Отечественный производитель также встал на сторону обеления и минимизации нарушений, с 2022 года на 164% снижен оборот молочной продукции с признаками фальсификации. А благодаря интеграции систем «Честный знак» и «ВетИС» за год удалось в 12 раз сократить количество фальсификата, когда молочная продукция делалась из недостаточного количества сырья. 

Вода и безалкогольные напитки

Воду в бутылках маркируют уже не первый год, но именно в текущем году, после включения 1 сентября в программу детской воды, весь рынок таких товаров был охвачен маркировкой. «Включение детской воды в систему маркировки уже дало результаты — поделился эффектом специалист. — Рынок обелился в 2 раза. До маркировки этой продукции регулятор знал о 27 производителях воды для детского питания, а после старта маркировки их стало 54». 

Производители безалкогольных напитков присоединились к «Честному знаку» только в 2023 году, однако повод для оценки эффективности уже есть. За 4 месяца 2023 года в госсистеме зарегистрировалось 200 производителей безалкогольных напитков и соков, о которых отсутствовала информация у профильных органов власти регионов России. Это значит, что система маркировки уже выявила новых производителей, тем самым расширив легальный рынок почти на 23%. 

Приоденемся 

Предметы одежды и текстиля тоже не остались без внимания маркировки. Сейчас коды наносятся на обувь, товары легкой промышленности и шубы. В результате на 30% снизился оборот товаров легпрома с ненадлежащими или отсутствующими документами, а на 54% — объем товаров без маркировки. Правительством было принято решение о расширении товаров легкой промышленности, подлежащих маркировке, и в наступающем году коды появятся на самых разных предметах одежды, начиная от лыжных костюмов и заканчивая юбками. 

Фармацевтика и не только

Лекарства в России маркируются уже более 3 лет, данные «Честного знака» помогают не только оперативно выявлять попытки перепродажи социальных или ворованных лекарств, но и контролировать обеспеченность медпрепаратами регионы. В уходящем 2023 году к системе маркировки подключилось сразу 4 новых группы — БАДы, антисептики, медизделия и кресла-коляски. Решение о маркировке в этих категориях было принято из-за разросшегося нелегального рынка. Например, по данным НИУ ВШЭ, объем незаконного оборота БАД в 2022 году составил 466 млн упаковок или около 45% рынка. Введение обязательной маркировки БАДов и обеление рынка приведет к увеличению доходов легальных производителей до 5,4 млрд руб. ежегодно, а отчисления в госбюджет вырастут на 2 млрд руб. в год. «БАДы — это та группа товаров, в которой обеление произошло еще до начала маркировки. Еще до введения обязательных требований, в системе „Честный знак“ зарегистрировалось в 2,8 раз больше импортеров, чем было зафиксировано в едином реестре ЕЭК. Такие цифры свидетельствуют, что бизнес заинтересован в маркировке и тренд на обеление задан», — уверен Реваз Юсупов, добавив, что на таможне уже начали задерживать партии БАД без маркировки и надлежащих документов. 

Прочие товары 

В этом году участники оборота шин, духов и фотоаппаратов тоже активно выходили из серого сегмента рынка. Например, на 37% снизился оборот духов с ненадлежащими или отсутствующими документами, подтверждающими безопасность и качество, продажи шин с поддельной маркировкой снизились на 146%.

Инструмент для покупателя

Помимо очевидного эффекта для государства и добросовестных производителей, маркировка помогает поставить заслон на пути некачественных товаров в систему торговли, от чего очевидно выигрывают все россияне. Более того, любой человек, у которого на смартфоне установлено специальное приложение, сможет прямо в магазине проверить легальность товара, получить информацию о продукции, данные о производителе, дате и месте изготовления, сроках годности и условиях хранения, подробное описание товара. Если покупатель обнаружит какое-то нарушение, то жалобу можно подать через это же приложение. В текущем году в полезную программу добавлена интерактивная карта, на которой можно увидеть путь молока и количество ферм, молоко с которых послужило основой для конкретного сырка или творожка. «Сейчас в систему маркировки включено 16 групп товаров, также проходит сразу несколько экспериментов, — подчеркнул Реваз Юсупов. — „Честный знак“ доказал свою эффективность как современный цифровой инструмент контроля, который активно используется не только госорганами — приложение Честный ЗНАК стало надежным помощником для 16 млн жителей России при совершении покупок. На 2024 год мы ставим перед собой не менее амбициозные цели, и не только по расширению системы, но и по развитию ее функционала».

Ранее Реваз Юсупов специально для aif.ru объяснил, как введение маркировки в пивоваренной отрасли повлияло на рынок этого напитка.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах