Скоро на меховом рынке страны грядут большие изменения. Одежду из натурального меха начнут маркировать электронными чипами. Конечно, нововведение приветствуют далеко не все участники отрасли. Своими аргументами за и против с АиФ.ru поделились эксперты.
ЗА
Ольга Демидова, руководитель направления PR сети магазинов «Снежная Королева»: 17 февраля 2016 года целый ряд компаний, работающих на меховом рынке, подписали Декларацию добросовестных участников об этических нормах ведения бизнеса в сфере производства, импорта и реализации одежды из натурального меха. Она предусматривает соблюдение участниками мехового рынка принципов добросовестной конкуренции при осуществлении своей хозяйственной деятельности. Документ подписали такие крупные игроки, как «Снежная Королева», «Меха Екатерина», «Мехамания», «Мондиаль» и другие. Единая маркировка изделий из натурального меха вводится на территории России и стран Евразийского экономического союза с 1 апреля 2016 года. Остатки не реализованных до этого времени изделий должны быть помечены контрольно-идентификационными знаками, и данные о них должны быть внесены в государственную информационную систему ФНС. При несоблюдении этого условия их продажа станет невозможной. Санкции за нарушение новых правил, вплоть до конфискации, начнут действовать, предположительно, с октября 2016 года, то есть со следующего сезона.
Мы поддерживаем внедрение проекта по чипированию меховых изделий, поскольку считаем, что он позволит создать здоровую конкурентную среду на рынке продажи изделий из натурального меха. Кроме того, данный проект является честным не только по отношению к участникам рынка, но и по отношению к самим покупателям, которые смогут получать только достоверную информацию о том, что приобретают.
Дорогу осилит идущий. Если ничего не предпринимать, ничего и не изменится. Опыт нашей компании показывает, что вести бизнес с соблюдением правил таможенного законодательства и законов налогообложения РФ вполне возможно, и я не вижу причин, почему это может быть неосуществимо для других участников рынка.
Безусловно, есть те, кто не поддерживает данный проект, единственное объяснение подобной позиции — это стремление к получению сверхприбыли и отсутствие желания развиваться и играть по честным правилам. Что касается заявлений об увеличении стоимости меховых изделий для конечного потребителя, то это неправда. Стоимость чипа в соотношении со стоимостью изделий из натурального меха ничтожна (она составляет 15–22 рубля), так что продавцы, которые заявляют о скачке цен, связанном с внедрением маркировки чипами, просто пользуются неинформированностью покупателей в надежде заработать на этом.
ПРОТИВ
Владимир Бозов, директор ООО «Новые меха», председатель совета Национальной ассоциации звероводов России: Я выступают за то, чтобы существующие законы работали! Согласно им, при ввозе в страну тех или иных товаров они должны пройти таможенную очистку и только после этого могут продаваться на территории Российской Федерации. Естественно, я против того, чтобы в нашу страну поступала контрабанда, поскольку отечественные производители оказываются в неравной конкурентной борьбе из-за того, что кто-то не исполнил закон.
Однако для чего нам предлагают ввести маркировку электронными чипами? Ответ прост. Государство, которое должно оберегать добросовестных участников рынка, не может делать это должным образом. Оно хочет возложить свои функции на нас.
Кроме того, что мы занимаемся производством, мы должны будем понести прямые материальные расходы на процедуру маркировки и организационные мероприятия в том числе. Процесс производства получит дополнительный этап, и, соответственно, его цепочка удлинится. Тогда хотелось бы, чтобы мы страдали не зря, но я не вижу этого. Увы, маркировка электронными чипами никоим образом не перекрывает канал контрабанды. Да, сначала была иллюзия, что данная мера будет эффективной, однако после совещаний, проведённых в Пятигорске и Москве, стало ясно, что контрабандистам ничего не грозит. Оказывается, системы, которая бы указывала источник получения сырья (из чего пошито изделие), нет. Возможно, после введения маркировки электронными чипами контрабандисты меньше будут возить шуб, а сфокусируются на шкурках, из которых и будут шить изделия.
Поверьте мне, наши доблестные предприниматели уже десять раз придумали, как обойти всю эту систему. Для кого будут реальные проблемы? Для нас, добросовестных отечественных товаропроизводителей, у кого производство здесь, на нашей земле, кто платит налоги и т. д. Нас нагрузят ещё одной проблемой. Взамен мы не получим ничего, никакой защиты рынка. А потребитель как покупал самый дешёвый ширпотреб из-за границы, так и будет его дальше покупать.
ПРОТИВ
Наталья Серова, директор Новоторжской ярмарки:
Государственная идея чипирования призвана стать новейшим в мире опытом взаимодействия власти и бизнеса, важным способом государственного регулирования ситуации с черным и серым импортом меховых изделий, контрафактом и надежной защитой граждан от некачественной и нелегальной продукции, а предпринимателей от недобросовестной конкуренции. Важно, чтобы этот эксперимент был полномасштабным и имел системный подход, сопровождался серьезной профессиональной и юридической экспертизой, открытым общественным обсуждением. Только такой путь позволит дать Правительству Российской Федерации объективную оценку результатов эксперимента. Возможно, что при вдумчивой, серьезной и скоординированной работе всех ветвей власти, бизнеса и общественности это начинание станет реальным шагом в развитии нашего государства, а не полем для нового витка коррупции и злоупотреблений.
Сегодня рано говорить о последствиях: в России нет ни внятной законодательной базы по этому вопросу, ни практического опыта, причем опыта нет нигде в мире. Ведь чипизация — это исключительно Российская инновация. Будет странно и стыдно, если результат эксперимента за счет бюджетных ассигнований будет отрицательным. Ведь мы помним, как вырубались в СССР виноградники: тогда тоже государство боролось с пьянством. Пьянство осталось, а в стране практически уничтожили виноделие. Не так давно я вернулась из Якутии, где была на государственном меховом предприятии. Там выпускают прекрасные унты, чудесная сувенирная продукция, а так же у них есть небольшой опыт пошива шуб из норки и соболя. Предприятие только начинает работать после банкротства и трехлетнего простоя. И вот висят там 15–20 шуб, и я понимаю, что им завтра их нужно будет чипировать. В таких обстоятельствах для якутского предприятия это только бессмысленные дополнительные затраты (оборудование от 250000 р., программы, дополнительный персонал, затраты на обучение и внедрение, чипы по 15–22 р.) ради 20 экспериментальных шуб на остатке. Большая ответственность лежит на разработчиках и тех, кто будет этот эксперимент с чипами внедрять, чтобы не навредить меховым предприятиям страны. Сейчас и так всем тяжело.