Россиян предупредили о подорожании билетов на самолет к концу года на 9-10%. Все дело в росте цен на авиакеросин, как рассказал «Известиям» заместитель исполнительного директора Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Борис Шокуров. По его словам, с начала года авиатопливо подорожало не особо сильно, примерно на 1,5-2%, а вот в прошлом году рост цен был в разы выше: более чем на 30%. Тем не менее в первом квартале 2019 года авиаперевозчики, по данным АЭВТ, потеряли 45 миллиардов рублей.
Керосин является одной из основных статей расходов авиакомпаний. На нее приходится примерно треть от стоимости билета на самолет.
Нефть подешевела, а керосин подорожал
Цена авиакеросина зависит от стоимости нефти: чем выше стоимость черного золота для нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), тем больше расходы на производство и итоговая цена продукта на розничном рынке.
«С учетом того, что доля топлива в структуре издержек авиаперевозчиков может достигать трети, его подорожание автоматически влечет за собой рост цен на билеты. Речь идет не о краткосрочных скачках стоимости топлива, подобно тому, как не раз наблюдалось на АЗС, а о ее устойчивом подъеме. Это, в свою очередь, может привести к подорожанию билетов на 5-10% в зависимости от динамики цен на авиационный керосин и бензин. И эти 5-10% крайне чувствительны для многих россиян, куда бы они ни летели: в Крым или Владивосток», — объясняет независимый промышленный эксперт Леонид Хазанов.
Но самое любопытное, что сырьевые котировки в последнее время снижаются: в мае за баррель марки Brent давали максимум 72 доллара, в июне и июле — по 66 долларов, в августе — 60,9 доллара. Это, по словам Хазанова, обратная сторона медали. «Когда топливо дешевеет, авиакомпании цены на билеты не снижают или снижают крайне незначительно. Ничего удивительного здесь нет: перевозчики предпочитают выигрывать на дороговизне и отправлять в рейсы полупустые самолеты, а не идти на получение меньших доходов за счет пересмотра цен в сторону их уменьшения», — отмечает он.
Стоимость билетов повысит ослабление рубля
Второй по значимости фактор влияния на стоимость авиабилетов — это курс иностранной валюты. Чем дороже евро и доллар к рублю, тем выше ценник на зарубежные перелеты.
«Взаиморасчеты между всеми участниками глобального авиационного рынка ведутся по внутреннему валютному курсу Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA). В России он привязан к официальному курсу Центрального банка с округлением до 0,5 рубля в большую сторону. Курс меняется еженедельно в 00:00 в ночь со вторника на среду. Данный курс непосредственно влияет на стоимость авиабилетов на международных направлениях. Мы не можем спрогнозировать валютный курс к концу года, но можем точно сказать, что стоимость авиабилетов на международных направлениях будет расти в соответствии с изменением курса рубля к доллару и евро», — рассказал АиФ.ru руководитель пресс-службы туристического интернет-сервиса Biletix Григорий Луговой.
В случае дальнейшего ослабления рубля на международных направлениях авиабилеты будут дорожать, прогнозирует эксперт.
По словам PR-директора сервиса поиска билетов и отелей Aviasales Яниса Дзениса, курс иностранных валют может спровоцировать рост цен на авиабилеты до 5%. «Но этот рост, как правило, касается не всех направлений, поскольку на ценообразование влияет множество факторов: от спроса и загруженности до сезонности <...> То есть вполне может быть, что курс евро повысился на 3%, а билеты из Москвы в Барселону между тем подешевели на 30% по перечисленным выше причинам», — объяснил Дзенис.
Конечно, тарифы авиакомпаний регулируются Росавиацией и Международной ассоциацией воздушного транспорта, перевозчики сами устанавливают тарифную политику, чтобы обеспечить маржинальность бизнеса. И на тарифы, помимо валютных курсов и стоимости топлива, влияет огромное количество факторов: колебания спроса в зависимости от времени года/месяца/дня недели (самые дорогие перелеты — в пятницу, субботу и воскресенье), количество конкурентов на конкретном маршруте, количество рейсов из данного города, статистика продаж билетов на определенный рейс (чем большей популярностью пользуется рейс, тем выше ценник), протяженность маршрута, популярность, наличие транзитных рейсов.
Самые дорогие месяцы для перелета
По данным опрошенных АиФ.ru участников рынка, самые дорогие для перелета месяцы года позади. Это июль и август. «Самый высокий средний чек на авиабилеты приходится на июль. Например, в прошлом году он был равен 41 027 рублям, что на 22% больше среднегодового значения», — рассказывает Дзенис.
«Следующий скачок, исходя из аналитики трех последних лет, должен прийтись на январь», — прогнозирует Луговой.