Примерное время чтения: 6 минут
3104

Стратегический ресурс. Что подтолкнуло вверх цены на туалетную бумагу?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 9. Раскол за поведение. Запад и весь остальной мир теперь на разных орбитах 01/03/2023
Владимир Астапкович / РИА Новости

Рулон туалетной бумаги подорожал за 2022 г. на 33,6%. Неужели тоже санкции виноваты? Aif.ru решил разобраться.

48 рулонов на каждого

Для домашней экономики туалетная бумага – ресурс стратегический. В марте прошлого года полки с рулонами опустели. После объявления тотальных санкций народ бросился запасаться, а магазины не успевали пополнять свои склады. «Если есть запасы всего самого необходимого, легче пережить стрессовую ситуацию, – вспоминает ажиотаж председатель правления ассоциации «Бум­пром» Юрий Лахтиков. – Но реального дефицита туалетной бумаги нет и не было».

Подтверждает эти слова и статистика. В 2022 г. в России было выпущено почти 7 млрд рулонов этого гигиенического товара, по 48 штук на каждого жителя страны, включая грудных младенцев. Годовой рост производства составил 21%. Но и цены поставили рекорд, увеличившись в среднем до 22,6 руб. с прежних 16,9. 

«В 2020–2022 гг. в 2 раза выросли мировые цены на целлюлозу – основное сырьё, доля которого в себе­стоимости туалетной бумаги не меньше 70%, – поясняет директор по развитию компании «Сыктывкар Тиссью Груп» Александр Каган. – А в России накопившуюся сырьевую инфляцию дополнительно усилил отказ большинства европейских стран продавать химические материалы и запчасти для бумагоделательных машин (БДМ)». Санитарно-гигиенические средства резко подорожали везде, включая признанные лесные державы. В ответ одна из канадских компаний предложила… многоразовую туалетную бумагу, вырабатываемую из хлопка. Один рулон продается за 25 долл., т. е. больше чем за 1,8 тыс. руб. В нём 24 салфетки длиной 30 см, которые можно стирать. И, судя по сообщениям канадских СМИ, производители этой новинки получают всё больше заказов.

Всё тоньше и тоньше

В России 40% бумаги для интимных нужд вырабатывается из макулатуры. Это и экологично, и дёшево. Среди других способов удешевления производ­ства – уменьшение толщины бумажного слоя. «Если в 2020 г. 1 кв. м 2–3-слойной бумаги весил в среднем 17 г, то сейчас – не более 16 г, – свидетельствует Каган. – 2022 г. стал, наверное, рекордсменом по снижению веса слоя в многослойной бумаге. При этом прочность и другие характеристики продукции не ухудшились». Не нужно быть экспертом, чтобы заметить: бумажные рулончики за последний год действительно стали поменьше. Но только ли за счёт совершенствования технологий? «Есть производители, уменьшающие длину бумаги в рулоне или длину отрывного листа. Цена при этом не изменяется или даже растёт, – признаёт Каган. – Прибыль увеличивают даже несколько сэкономленных сантиметров».

Однако в первый год, проведённый под санкциями, российские компании больше всего думали о поддержании бесперебойного производства. «Пришлось срочно искать новых по­ставщиков химикатов, запасных частей и расходных материалов для машин, – перечисляет трудности Лахтиков. – Наиболее распространённые материалы и простые запчасти предложили отечественные производители. Производство некоторых химикатов ЦБК организовали сами, восстановив оборудование, которое было законсервировано в 1980–­1990-е гг. А большую часть импорта сейчас обеспечивает Китай. Часть поставок из Европы идёт через третьи страны». Так, весной прошлого года выработку туалетной бумаги из макулатуры чуть было не остановила проблема с отбеливателями. До санкций все российские потребности закрывало мощное производство перекиси водорода в Финляндии, чья продукция была дешевле российской. Но перекись используется в разных видах промышленности, включая оборонную. Высокий спрос на неё быстро убедил инвесторов вложиться в возрождение выпуска химиката.

Отступление шведов

Другой итог минувшего года – смена лидера российского рынка. Если раньше это была шведская компания Essity и её главный бренд Zewa, то теперь это турецкая Hayat Kimya, продающая свою продукцию под марками Papia и Familia. Весной 2022 г. Essity заявила, что намерена уйти из России. Но до сих пор это намерение не исполнила. «Мало кто из ино­странных инвесторов готов раз и навсегда расстаться с таким перспективным направлением бизнеса, как лесная и бумажная отрасли России», – обращает внимание Лахтиков.

О том, что Essity не желает покидать наши магазины, говорит и тот факт, что весь последний год она энергично пере­страивала свои технологии. Компания перестала выпускать в РФ бумагу со смываемой втулкой, которую раньше получала из Европы, и радикально обновила список поставщиков материалов для полсотни санитарно-гигиенических товаров под маркой Zewa. Однако конкуренты из турецкой Hayat, не связанные антироссийскими ограничениями, сработали в изменившихся реалиях более успешно, чем шведы.

По разным оценкам, две иностранные компании выпускают 50–60% туалетной бумаги, которая продаётся в России. Их бренды представлены во всех главных торговых сетях. Марки ведущих российских компаний «Мягкий знак», Kleo, Veiro, Soffione распространяются также по всей стране, но в меньшем количестве магазинов. Остальные фабрики снабжают близлежащие регионы.

 

Сортирный вопрос

«Производство туалетной бумаги на первый взгляд устроено не очень сложно, – рассказывает Каган. – Берётся широкий рулон бумажной основы, весящий обычно свыше 1,5 тыс. кг, и перематывается в логи – длинные цилиндры маленького диаметра. А логи режутся потом на отдельные рулончики. Освоить эти операции, особенно для однослойной продукции, по силам даже ИП, количество которых в бумажной отрасли никто не считал. На виду – лишь специализированные промышленные компании, которых около 40. И по пальцам одной руки можно пересчитать предприятия, которые не только перематывают бумагу в рулончики, но и выпускают высококачественную основу, перерабатывая макулатуру и целлюлозу. На самых современных фабриках установлены высокопроизводительные роботизированные линии, и рука человека ни разу не касается готового рулончика в процессе его производства».

В силу этих особенностей цена и качество бумаги сильно разнятся у разных производителей. Но сравнивать их продукцию непросто, т. к. рулончики отличаются и по весу, и по количеству листочков. Самые лёгкие весят 50 г, самые тяжёлые – 150–200 г. А длина бумаги в намотке указывается не всегда. Как сделать лучший выбор?

«Если ваша цель – сэко­номить, ориентируйтесь на 2-слойную бумагу. Опыт показывает, что она расходуется в том же количестве листов, что и 3-слойная, а стоит дешевле, – советует Каган. – Обращайте внимание на вес, напечатанный на упаковке: это позволит рассчитать стоимость бумаги за 1 г. Желательно также, чтобы бумага была сделана по ГОСТу, который устанавливает минимальную площадь отрывного листа. Это убережёт от покупки слишком узких или слишком коротких в намотке рулонов».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах