Примерное время чтения: 5 минут
35213

Руки в б/у брюки. Почему одежда секонд-хенд опять стала популярна

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 51. Сколько стоит встреча Нового года? 22/12/2021

Помните магазины секонд-хенд в начале 1990-х? Поношенная одежда, привезённая с Запада, лежала горами, имела специфический запах из-за обработки химикатами и продавалась на вес — килограммами.

Потом интерес к б/у одежде спал, появилось много нового ширпотреба из Польши, Турции и Китая. Сейчас магазины тоже ломятся от товаров, но вот что удивительно: вторичный рынок одежды в РФ растёт. Причём темпами, опережающими рынок продаж новой продукции.

Из рук в руки

По оценкам экспертов, объём рынка б/у вещей в России по итогам 2021 г. достигнет 110,6 млрд руб., увеличившись на 13,4%. Но точной статистики тут нет — львиную долю вторички составляют сделки между частниками. Люди перепродают друг другу ношеные вещи, используя для этого маркетплейсы типа Avito, Carprice или «Юла», а также обмениваясь товарами в соцсетях.

По опросам, опыт покупки секонд-хендовской одежды и обуви имеют почти 25% граждан России. Если брать самую активную категорию потребителей — людей до 44 лет, среди них доля тех, кто хотя бы раз покупал подержанные вещи, составляет уже 27%. Особенно высока она среди миллениалов — тех, кто родился в 1984–2000 гг. Именно эта демографическая группа, по мнению экспертов, должна стать главным локомотивом развития вторичного рынка.

«Дети быстро растут, одежда становится ненужной. Почему бы её не предложить по низкой цене другим людям? — рассуждает домохозяйка Ирина Бычкова. — В интернете довольно хороший отклик от покупателей. А так называемые чемоданы без ручки, которые жалко выкинуть, можно отдать в дар. В интернет-сообществах спрос на бесплатные вещи ещё более высокий».

«Причина интереса к использованным вещам в России понятна — у населения мало денег, — считает директор Центра развития компетенций в маркетинге Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Татьяна Комиссарова. — Причём это население, как правило, хорошо образованное. Или же это семьи с двумя и более детьми, когда оба родителя работают, но денег всё равно не хватает. Дефицит семейных финансов будет и дальше двигать тренд на б/у вещи в России. И не только на одежду, но и на мебель, велосипеды, технику и др.».

В погоне за брендами

Исследование PwC выявило, что в 2020 г. из-за пандемии на одежде и обуви стали экономить больше половины отечественных потребителей. Из них 36% стали обращать больше внимания на скидки, 18% переключились на более дешёвые марки. При этом среди 70% покупающих б/у вещи главным мотивом стало желание купить изделия люксовых брендов, которые они не могут себе позволить по первоначальной цене.

«Люди, которые носили и носят брендовую одежду, будут продолжать её приобретать. У них есть на что жить. Количество покупателей в тех же ЦУМе и ГУМе это подтверждает, — говорит эксперт по моде, стилю и качеству одежды Василий Теплов. — В секонд-хенде такие люди обычно отыскивают раритетные вещи. Они могут купить вещь на один раз, например на вечеринку в стиле 1960–1970-х гг. Потом можно отдать эту одежду людям, которые нуждаются в помощи. Такая тенденция есть во всём мире».

«Секонд-хенд — это разумное потребление, — убеждён историк моды, искусствовед, почётный член Российской академии художеств Александр Васильев. — Рынок моды и производства текстиля занимает второе место по загрязнению окружающей среды в мире. Тратится много воды, электричества и красителей. К тому же за последние годы в мире было создано достаточно красивой одежды из более качественного материала. Я поддерживаю идею, чтобы люди носили те вещи, которые им подходят как по цвету, так и по стилю. Если они, конечно, не слишком изношенные. Хотя сейчас в моде по-прежнему дырявые джинсы и пуловеры — почему бы и не купить такую вещь?

Но некоторым россиянам до сих пор мешает покупать б/у одежду язычество. Многие наши люди считают, что в старинных вещах живёт душа прежнего владельца. Им очень страшно, что кто-то выпрыгнет из какого-нибудь платья... Никто не выпрыгнет и не вылетит. Если только моль...

Посудите сами: вы идёте в ресторан, а там вам подают уже использованные приборы, чашки и бокалы. Вы останавливаетесь в гостинице, где вам стелют бывшие в употреблении простыни и подушки. Почему же нельзя носить использованные джинсы? Вполне можно, главное их перед этим хорошо постирать».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах