17 июня во французском аэропорту Ле Бурже открылся юбилейный пятидесятый авиасалон с выставкой самолётов, вертолётов и другой воздушной техники. В этом году участниками авиасалона стали более трёх тысяч компаний из 44 стран, наиболее крупные показы ожидаются от производителей из США и Франции.
В ходе выставки будет показано более 140 самолётов, а в лётной программе примут участие 40 самолётов и вертолётов.
Истребители и боевые вертолёты
На авиасалоне представлена военная продукция из России – отечественные компании приготовили для Ле Бурже несколько премьер. По оценке авиаэкспертов, в представленной на Ле Бурже продукции российских производителей заинтересованы две категории заказчиков: к первой относятся партнёры по военно-техническому сотрудничеству, ко второй – авиаперевозчики, планирующие обновление парка самолётов.
Первые компании ориентированы на покупку военной техники, рассказывает руководитель аналитической службы агентства «Авиа Порт» Олег Пантелеев. По его словам, наибольший интерес для зарубежных покупателей представляет Су-35 С, который является мировой премьерой истребителей класса «4++». В частности, к приобретению таких самолётов близок Китай. «После того как машины будут поставлены в Китай, все его соседи, внимательно наблюдающие за переоснащением армии КНР, будут с удвоенным интересом изучать Су-35 С», – подчёркивает Пантелеев. Следовательно, Россия может рассчитывать на заказы самолётов из стран Тихоокеанского региона.
Также эксперт выделил Як-130, который ранее демонстрировался за рубежом и уже поставляется в российские воздушные силы. Сейчас экспортный потенциал машины исчисляется несколькими десятками бортов, подчёркивает Пантелеев. Кроме того, эксперт прочит успех и воздушному судну Ка-52 («Аллигатор») от «Вертолётов России». «Это новейшая машина, ударный вертолёт, по своими характеристикам не имеющий аналогов в мире, выполненный по оригинальной схеме. Есть все основания полагать, что машина найдёт спрос на рынке», – рассуждает он.
Впрочем, специалисты не исключают, что контракты на эту технику будут подписаны после парижского авиасалона. В случае если сделки не заключат в рамках Ле Бурже, нет ничего страшного – у российской военной техники есть большой потенциал на мировом рынке, уверены эксперты.
Гражданская техника подтянется
Контракты по гражданской авиации российского производства, скорее всего, уступят договорам по военной технике. «Наша гражданская техника ещё не успела завоевать хорошей репутации, потому что те самолёты, которые делались в советские времена, были довольно специфическими и не слишком ориентированными на коммерческое использование. Военную технику мы всегда делать умели, сейчас остаётся надеяться, что наша гражданская авиатехника подтянется», – рассказал АиФ.ru аналитик «Финам» Алексей Захаров.
Пока что в российских самолётах и вертолётах заинтересованы такие страны, как Китай, Индия, Ирак и другие. Для того чтобы расширить «географию» покупателей, выйти на западный рынок, России нужно научиться как следует проводить послепродажное обслуживание авиационной техники, уверен авиаэксперт. «Проблема вовсе не в том, что российский авиапром делает плохие самолёты. Здесь надо учиться проводить послепродажное обслуживание. По этим вопросам к нашим компаниям всегда будут нарекания, а для того, чтобы наработать эту культуру, требуется определённое время», – полагает Захаров.
Приоритетным самолётом гражданской авиации эксперты называют Sukhoi Superjet 100. Накануне 20 самолётов SSJ-100 купила мексиканская компания Interjet, сумма сделки пока не разглашается. Пока заказчики не проявляют ожидаемого интереса к воздушному судну, однако у «Суперджета» всё впереди, считают специалисты.
Контракты и сделки
Первый день авиасалона ознаменовался заключением первых контрактов – «Рособоронэкспорт» и Ирак подписали экспортный договор на поставку вертолётов Ка-52, рассказал источник в российской делегации. По его словам, контракт заключили на основе соглашения от октября прошлого года, согласно которому Ирак покупает у РФ вооружения и военную технику на 4,3 млрд долларов.
Как рассказали корреспонденту АиФ.ru авиаэксперты, сообщения о заключении сделок непосредственно на Ле Бурже не совсем соответствуют действительности. «Подготовка соглашения – долгое и сложное дело, и необходимо понимать, что подписание лишь приурочено к авиасалону», – Захаров.
Кроме того, ряд крупных сделок с российскими производителями может быть не анонсирован на Ле Бурже. «В годы проведения МАКСа российские компании стараются оставить сделки для нашей ведущей выставки, поэтому некоторые ожидаемые контракты, вероятнее всего, будут анонсированы в подмосковным Жуковском, а не в Париже», – констатирует эксперт.