«АиФ» решил выяснить, как накручивают цены в других местах - магазинах, кафе, кинотеатрах, и понять, волнует ли кого-то этот «наварооборот».
Им на всех плевать
По мнению Национального союза защиты прав потребителей, магазины накручивают на продукты до 300%. Правозащитники считают, что торговые наценки нужно ограничить порогом в 30%.
«В Европе 20-25% считается нормальной наценкой, - говорит председатель союза Павел Шапкин. - Парадокс, но это делает продукты более качественными. Ведь наши сети в погоне за прибылью и накрутками заставляют производителя отдавать товар по низкой цене. Что в этом случае делает производитель того же молока? Конечно, он удешевляет своё производство, а значит, продукты теряют в качестве».
Согласен с Шапкиным и первый зампред Комитета Госдумы по труду и соцполитике Николай Коломейцев. Он утверждает, что рост цен на продукты в России происходит из-за политики сетей и отсутствия контроля со стороны государства. Проблема, по его словам, заключается в том, что крупнейшие торговые сети страны зарегистрированы в офшорах: «И им наплевать на Росстат, Минэкономразвития, ЦБ. Они свои вопросы решают».
У торговых сетей своя правда. «Наценка на так называемые премиальные продукты, которая покрывает расходы на торговую деятельность, может легко быть 100%. Но по ряду продуктов, таких как хлеб, молоко, курица, картошка, наценка может составлять 0%, а может быть даже отрицательной, - заверяет председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли Илья Ломакин-Румянцев. - То есть одна наценка компенсирует другую. Если ограничить наценку 30%, то с высокой вероятностью товары первой необходимости резко подорожают».
Впрочем, тех, кто ходит в магазины и видит, как растут цены, вряд ли легко можно убедить в существовании отрицательной наценки.
Сколько стоит вода?** | |
---|---|
Место продажи | Вода 0,5 л без газа |
Аэропорт | |
«Внуково» | 100 руб. |
«Домодедово» | 100 руб. |
«Шереметьево» | 100 руб. |
Кафе | |
«Две палочки» | 120 руб.* |
«То да сё» | 169 руб. |
«Якитория» | 157 руб.* |
Кинотеатр | |
«Каро» | 100 руб. |
«Люксор» | 120 руб. |
«Пионер» | 200 руб. |
Театр | |
Театр им. Вс. Мейерхольда | 100 руб. |
РАМТ | 100 руб. |
Театр на Малой Бронной | 120 руб. |
Торговая сеть | |
«Авоська» | 37,90 руб. |
«Магнит» | 34 руб. |
«Дикси» | 35 руб. |
*Цена для 0,3 л | |
**По данным исследования «АиФ» на 3.07.2017 |
Вода по цене билета
Самая большая накрутка в ресторанах, театрах и кафе. И вовсе не на еду, а на... напитки. «В основном они зарабатывают на этом», - говорит Шапкин.
Вот вам магия цифр. Цена за 0,3 л воды без газа в обычном магазине 35 руб., в кафе - до 169 руб., а в кинотеатре - уже 200 руб. Литр воды выходит «золотым» - в несколько раз дороже литра бензина! При этом вода в кафе зачастую дороже кофе и вопреки всем законам логики равна по стоимости чайнику чая.
«Напитки составляют львиную долю доходов кинотеатров и театров, поэтому их наценка несравнимо выше наценки торговых сетей, - отмечает член Торгово-промышленной палаты Анна Вовк. - Если кинотеатр поднимет цены на билеты, к ним никто не пойдёт. А газировка с попкорном - побочные продукты, необязательные для просмотра фильма, поэтому цены на них кинотеатры могут поднимать без ущерба для потока клиентов. И мало кто знает, что зрители могут приобрести еду и напитки в соседнем магазине, где те стоят в два раза дешевле». Это единственный способ сэкономить на перекусе между сеансами или во время антракта.
К слову, если вас не пускают в зрительный зал со своими продуктами, вы вправе жаловаться в Роспотребнадзор. «Принуждение покупать их только в баре кинотеатра противоречит закону о защите прав потребителя», - заверяет эксперт.
«Впрочем, напитки в кино, парках и других массовых местах не являются товарами первой необходимости, соответственно нет и особых причин для создания излишнего регулирования, - говорит Вовк. - Если на эти товары установлены такие цены, значит, на них есть спрос».
Кстати
Пока в России регулируется предельная розничная цена только на социально значимые продукты. Такие как мясо, куры, рыба мороженая неразделанная, масло сливочное и подсолнечное, молоко, яйца, сахар, соль, чай чёрный байховый, пшеничная мука, хлеб ржаной, ржано-пшеничный и из пшеничной муки, вермишель, картофель, морковь, яблоки. «Но такие ограничения вводятся на срок не более 90 дней. И в том случае, если в течение 30 дней рост розничных цен на эти товары составил 30% и более», - поясняет исполнительный директор ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Востриков.
Комменарий
Замначальника Управления контроля соцсферы и торговли ФАС Юлия Ермакова пояснила «АиФ», что в театрах и других организациях культуры, спорта и досуга участники рынка устанавливают цены самостоятельно, т. е. они не регулируются государством. ФАС России проверяет обоснованность цен, если организация занимает доминирующее положение на рынке, а также в случае заключения участниками рынка антиконкурентных соглашений. Согласно п. 3 ч. 3 ст. 5 Закона о защите конкуренции организация может быть признана занимающей доминирующее положение, если на рассматриваемом рынке товар или услуга не имеет замены. В отличие от кафе, которые расположены на территории стерильных зон аэропортов (откуда пассажиру не выйти), услуги общественного питания в организациях культуры или досуга могут быть заменены аналогичными услугами на территории города.