Примерное время чтения: 5 минут
724

Немного выше. Эксперты прогнозируют рост цен на пиво в России

Новые правила регулирования рынка пива в РФ приведут к закрытию мелких производителей и росту цен, рассказали aif.ru эксперты. Также станет меньше мелких торговых точек, но в целом на объемах пива на рынке это не отразится. Эксперты исключили возможность дефицита, но предупредили о сокращении производства крафтового пива. 

Губит людей не пиво 

Пиво остается самым потребляемым алкогольным напитком в РФ — оно занимает около 80% всего рынка. В год в среднем россияне употребляют около 8 млрд литров пенного, в то время как на долю всего остального алкоголя, включая водку и вина, приходится всего 2,5 млрд. С 1 октября 2023 года началась обязательная маркировка пива и слабоалкогольных напитков в стеклянной и ПЭТ-таре, а в других видах потребительской упаковки начнется с 15 января 2024 года.

 «До сих пор пиво было самым свободным алкогольным напитком. Чтобы производить или продавать весь остальной алкоголь, необходима была лицензия. В пиве нет лицензии, но вводятся реестры соответствия требованиям. Продукцию пока еще не проверяли, но всех производителей в реестр внесли. Кроме того, вся прочая алкогольная продукция всегда маркировалась, сейчас приходят к этому и в пиве. То есть пиво становится равноправным алкогольным напитком по степени государственного регулирования», — пояснил руководитель Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя «ЦИФРРА» Вадим Дробиз.

Эксперт связывает это с уходом с рынка западных компаний и снижением уровня глобального лоббизма за последние 5-6 лет. Так, в 2008 году они контролировали 92% рынка пива, в 2019 — 70%. «На сегодняшний день после того, как «Балтика» отошла государству, "Хайнекен" отошла российской частной компании, то рынок, который контролирует западные компании в России, не более 20%. А доля импортного пива никогда не превышала 5%, сегодня его примерно 2,5%. То есть импортное пиво, произведённое за рубежом, никогда серьёзного влияния на пивной рынок России не оказывало», — сказал Вадим Дробиз. 

Ужесточение администрирования приведёт к закрытию малого бизнеса в пивной отрасли: и производителей, и розничных продавцов, подчеркнул эксперт. Далеко не всем под силу справиться с новыми требованиями государственного регулирования по учёту продукции, которые сейчас введены. «Нет причин, чтобы потребление пива сократилось. Но идёт процедура упорядочивания рынка, сократится число розничных торговых точек, всяких наливаек, магазинов по продаже «живого» пива. Произойдет переток основной массы продаж пива в обычные магазины, которые продают и прочий алкоголь, и вот теперь пивную продукцию будут в больших объёмах продавать. Также ожидается резкое сокращение числа малых производителей пива, крафтового пива станет меньше», — отметил Вадим Дробиз. 

Станет дороже 

Пиво в России подорожает отчасти из-за изменений, которые произошли в системе контроля, а отчасти из-за дорожающих сырья, материалов, комплектующих к оборудованию. При этом версию о возможном дефиците пенного напитка эксперты отвергли. Председатель совета Союза пивоваров Даниил Бриман подчеркнул, что отечественные производители пива обеспечены пшеничным и ячменным солодом на 100%. Единственным импортным компонентом остается хмель — завозится свыше 98%. Однако он не является санкционным товаром. 

«На сегодняшний момент с сырьём каких-то проблем нет, кроме самого факта подорожания, что присуще всему рынку потребительских товаров. Существенно растет цена на сырье, материалы, комплектующие к оборудованию. Происходит инфляция цены на полке, может, не очень заметная для потребителя. По итогам 2023-2024 годов ожидается постепенное повышение стоимости, в том числе недорогого пива, так как там доля себестоимости существенно выше в общей цене пива, чем на какие-то специальные премиальные сорта», — сказал Даниил Бриман. 

При этом эксперт подчеркнул, что даже те зарубежные компании, которые приняли решение приостановить производство лицензированного пива в России, сделали это лишь в отношении продукции первой линейки. Но вторая линейка их же собственных брендов по-прежнему в России производится до настоящего момента.

В Центре развития перспективных технологий — Оператор государственной системы маркировки «Честный знак» сообщили, что цифровая маркировка пива, которая поэтапно вводится в этом году, не скажется на себестоимости продукции, это доказано на примере всех введенных товарных групп. Перед запуском экспериментов по маркировке проводится детальный анализ возможного влияния маркировки на цены по утвержденной Минпромторгом методике и оценивает целесообразность введения системы прослеживаемости. В частности, учитываются рентабельность производства, уровень незаконного оборота в категории, возможность роста собираемости налогов и уровень затрат и выгод субъектов.

Весной 2022 года приостановили производство или поставки в РФ такие иностранные компании, как Carlsberg Group, Brown-Forman (известен брендами Jack Daniel’s и Finlandia), Diageo (бренды Johnnie Walker, Captain Morgan, Guinness). Бельгийская пивоваренная корпорация Anheuser-Busch InBev заявила о продаже своего предприятия.

Также сообщалось, что в России приостанавливается производство и реализация пива под брендом Heineken. Тогда в компании заявляли, что сохранят «широкий портфель брендов пива и сидров», производимых в РФ. Однако вскоре после этого в компании заявили, что бизнес будет передан новому владельцу. Уже в августе 2023 нидерландский пивоваренный концерн завершил продажу своих активов в России компании «Арнест». 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах