Примерное время чтения: 3 минуты
1526

На зависть ЕС. Первую в сезоне партию СПГ отправили по Севморпути в Азию

СПГ-танкер ледового класса «Владимир Русанов» с продукцией завода «Ямал СПГ»
СПГ-танкер ледового класса «Владимир Русанов» с продукцией завода «Ямал СПГ» / Евгений Одиноков / РИА Новости

С открытием навигации на Северном морском пути с завода «Ямал СПГ» была отгружена первая партия сжиженного газа, адресованная китайским потребителям. Для России выгодны поставки в восточном направлении, сообщил для aif.ru гендиректор института национальной энергетики Сергей Правосудов, а сокращение отгрузок европейцам может спровоцировать рост цен на СПГ на рынке стран ЕС.

Танкер усиленного ледового класса с партией СПГ в сопровождении ледокола вышел из арктического порта Сабетта, расположенного на полуострове Ямал, на побережье Карского моря, и, согласно данным компании Kpler, взял курс на восток. Конечным пунктом маршрута является Китай.

Для отечественных производителей СПГ азиатский рынок по сравнению с европейским является более выгодным, да и проблем с взаиморасчетами здесь практически не возникает. «Цены на СПГ нестатичны, биржевые котировки все время меняются в зависимости от многих факторов, — напоминает Сергей Правосудов. — Но в целом среднегодовая стоимость сжиженного газа в Азии традиционно выше, чем в остальных регионах. Китай, Япония и Корея делают азиатский рынок ключевым для СПГ и самым емким, наши сахалинские заводы, если не считать внутренних поставок, ориентированы только на Азию».

При этом поставки с ямальских заводов в восточном направлении возможны только по Северному морскому пути, где традиционная навигация возможна лишь с конца июня по ноябрь. Поэтому «наши ямальские заводы большую часть продукции, примерно 80-90%, традиционно отгружают в Европу, — знает Сергей Правосудов. — Логистика с Ямала в Азию сложнее и дороже, но, исходя из ценовой конъюнктуры, отправлять партии СПГ в азиатском направлении все же немного выгоднее, чем в европейском».

Северный морской пусть проходит через моря Северного ледовитого океана, его общая протяженность составляет 5,6 тыс. км. Ледовая обстановка в зимние месяцы на этих широтах не позволяет осуществлять круглогодичную традиционную навигацию, поэтому производство СПГ на ямальских заводах ориентировано в основном на поставки в западном направлении. Но с приходом тепла наши производители спешат воспользоваться ситуацией и начинают отгружать партии сжиженного газа более выгодным азиатским покупателям, сокращая поставки европейцам. Так, в 2023 году по Севморпути было перевезено 2,27 млн тонн СПГ. «Объемы выпадающих с европейского рынка поставок незначительны, — говорит Сергей Правосудов. — Но даже они могут спровоцировать рост цен на СПГ на рынке стран ЕС. Правда, в этом случае и наши, и прочие производители воспользуются возможностью заработать, и нарастят отгрузки в Европу».

Ранее aif.ru сообщал о перспективных планах по наращиванию грузооборота Северного морского пути до 150 млн тонн в год с нынешних 36 млн тонн.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах