628

Лоббисты средств защиты активировались. Подорожают ли из-за этого маски?

Производители медицинских масок попросили ужесточить правила их регистрации. Такие новости всегда пугают, ведь мы знаем, что за этим всегда следует подорожание товара. Ждать ли нам роста цен на маски?

Инициатором ужесточения выступила Ассоциация производителей средств индивидуальной защиты, и сделано это под благовидным предлогом. Оказывается, после полутора лет жизни в условиях пандемии выяснилось, что врачи в «красной зоне» часто работают в плохих масках, слабо защищающих их от коронавируса. Если это действительно так, то я поднимаю обе руки за введение новых строгих правил сертификации и продажи таких масок. Жизни врачей имеют значение. Но давайте разбираться.

Лоббизм бывает разным

С формальной точки зрения это классический отраслевой лоббизм. Но это еще не говорит о том, что его инициаторы не правы. У нас лоббизм воспринимается исключительно негативно, но бывает так, что интересы лоббистов совпадают с интересами общества и потребителей. Может быть, здесь именно такой случай?

Суть в том, что в начале пандемии, когда потребность в средствах защиты была очень высока, правительство упростило правила введения их на рынок, чтобы избежать дефицита. Принципиально это выглядело так. Регистрацию средств защиты сделали заявительной, для этого нужно лишь подать несколько формальных документов, а клинические испытания и токсикологические исследования можно производить позже, в течение 150 дней. Если за это время документы об этих испытаниях не будут предоставлены или они покажут, что товар несоответствующего качества, его регистрация отменяется.

«Левые» маски в «красную зону» попадали

Инициаторы обращения в правительство видят в этом лазейку для производителей недоброкачественных средств защиты: за эти 150 дней они могут реализовать контракт, поставив свою продукцию в больницу, и тем самым подвергнут жизнь медиков опасности. Также есть риск, что производители плохих респираторов и других средств защиты будут организовывать фирмы-однодневки и повторно регистрировать и реализовывать свой некачественный товар.

Юристы подтверждают, что такие опасности есть, но, с другой стороны, вряд ли эти схемы носят массовый характер. Ответственность за подобные поставки ужесточена, и в ряде случаев возможны даже уголовные, а не административные наказания.

Тем не менее такие нарушения были. И за каждой поставкой «левого» товара могут стоять жизни врачей, медсестер и санитаров. Например, Ассоциация разработчиков и поставщиков средств индивидуальной защиты (АСИЗ) весной обращала внимание Генпрокуратуры и Федеральной антимонопольной службы на государственные закупки масок-респираторов типа FFP2 и FFP3 по удивительно низкой цене: от 4 руб. за штуку. Себестоимость таких масок начинается от 60 руб. И это далеко не единственный случай.

Что делать и как быть?

Чего конкретно хотят производители средств защиты от правительства? Вот суть их пожеланий:

  • Разрешить использовать в медучреждениях только такие средства защиты дыхания, у которых есть сертификат качества (то есть, он должен быть изначально при заключении контракта, а не через 150 дней после регистрации).
  • Запретить поставку в больницы респираторов и респираторных масок, не прошедших технические и клинические испытания, а также токсикологические исследования. Это не позволит подавать их на повторную регистрацию.
  • Исключить из перечня медицинских изделий респираторы общего применения, а также маски многоразового и одноразового использования, для которых действует упрощенная — заявительная — регистрация.

Маски для нас дорожать не должны

Из последнего пункта следует, что инициатива лоббистов производителей средств индивидуальной защиты никак не задевает те маски, которыми пользуемся мы: они их не интересуют, это не их бизнес. Значит, в результате этого обычные маски не должны подорожать.

Но, к сожалению, это не гарантирует того, что они не будут становиться дороже вообще. Мы же прекрасно знаем, что производители большинства товаров и продуктов прекрасно освоили стратегии регулируемого повышения цен. Хорошо видно, что это одна из самых больных проблем современности. Времена классического капитализма, когда под давлением рынка цены снижались, прошли. Менеджеры научились эффективно повышать их даже в условиях, когда покупательная способность потребителей падает, и извлекать большую прибыль.

Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах