Все говорят, что выйти на мировые рынки непросто. В какие страны наши производители поставляют продукцию и как находят поставщиков?
А. Ф. Перов, Кисловодск
Участие в международных выставках – самый короткий путь за границу для российских товаров. На них собираются не только мелкооптовые покупатели, но и крупные компании, заинтересованные в регулярных поставках. Крупнейшая азиатская международная продовольственная выставка SIAL China прошла в Шанхае на прошлой неделе.
Зачем нужны выставки?
Ставропольские производители возят на SIAL China макароны, минералку, колбасы, конфеты, кукурузные палочки. Китайские предприниматели с охотой заключают контракты на их поставку, и на полках магазинов в Поднебесной эти товары уже не редкость.
Подписать долгосрочный контракт с наскока, конечно, не получится. Надо поучаствовать в выставке хотя бы пару раз, найти потенциальных партнёров, пройти сертификацию в стране и тем самым проложить туда путь своей продукции. И речь не только о китайских компаниях.
Минеральную воду, лимонады и другую продукцию ставропольского завода «Аква-Вайт» пьют уже и в Австралии, США, Греции, Израиле, Объединённых Арабских Эмиратах. Если минералку из скважин Кавминвод за границей ценят прежде всего за природные свойства, то питьевую воду и сладкие напитки – за высокое качество и безопасность. Для выхода на зарубежные рынки завод прошёл сертификацию по стандарту ISO 22000 и в этом году признан лучшим экспортёром Северо-Кавказского федерального округа среди малых и средних предприятий.
«На международные рынки мы вышли лет 5 назад, в том числе за счёт участия в выставках под эгидой минэкономразвития Ставрополья, – рассказывает директор «Аква-Вайт» Алексей Воинов. – Участвовали в проектах Российского экспортного центра, работаем с региональным экспортным центром. За рубежом выполняем двоякую функцию. С одной стороны, расширяем свой бизнес, с другой – популяризируем российские товары и повышаем престиж страны».
В числе делегатов от края на выставке в Китае постоянно бывают и представители молочного комбината «Ставропольский».
«Поддержка краевых властей позволяет нам бесплатно представлять продукцию на таких престижных мероприятиях, как «Золотая осень» и «Продэкспо» в Москве, «Зелёная неделя» в Берлине, салон мороженого, кондитерских, хлебобулочных изделий и кофе SIGEP в итальянском Римини», – поясняет гендиректор предприятия Сергей Анисимов.
Уже почти 20 лет комбинат поставляет свои глазированные сырки, пломбир и эскимо в Израиль – страну, где всегда подчёркивают высокое качество собственной молочной продукции. В этом году ставропольские товары распробовали в Объединённых Арабских Эмиратах. Весной туда отправили первый 10-тонный контейнер мороженого. Арабам особенно понравились экзотические вкусы «Имбирного» и «Кулфи» – со специями.
Что компенсируют субсидии?
Если раньше ставропольские производители всё больше ориентировались на нужды Европы, то теперь повернулись лицом на Восток – санкции Запада заставили.
«Многим казалось, что Шанхай или Дубай – это где-то далеко и отправлять туда товары сложно и дорого. Однако теперь часть затрат на логистику государство возмещает по национальному проекту «Международная кооперация и экспорт», – объяснила замминистра экономического развития Ставрополья Сузанна Дамир. – Мы разработали региональный проект и в 2021 г. планируем рассмотреть возможность компенсации части затрат на транспортную логистику краевых предприятий-экспортёров. Край вошёл в число 10 пилотных регионов страны, где будут действовать федеральные и региональные меры поддержки потенциальных и действующих экспортёров».
Ставрополье называют аграрным краем, однако больше всего экспорта даёт химическая промышленность – 60%, если считать в деньгах. Среди экспортёров невинномысский завод группы «Арнест», который специализируется на производстве косметики и бытовой химии в аэрозольной упаковке. Выпускает их как по заказу отечественных, так и транснациональных компаний, поддерживающих «экспансию» российского производителя на мировые рынки.
«В последнее время мы существенно расширили географию поставок. Добавились 8 стран Евросоюза, ОАЭ и Израиль, – сообщил председатель совета директоров «Арнеста» Владимир Гурьянов. – Планируем поставки в Индонезию. Не везде получается пробиться. В Европе на нашу продукцию умеренные пошлины, и мы там конкурентоспособны по ценам, чего не скажешь об азиатских рынках с высокими ввозными барьерами. Соглашений о беспошлинной торговле у России пока немного – со странами СНГ, Сербией, Вьетнамом, Сингапуром и некоторыми другими. Там мы можем чувствовать себя как дома».
Как повышают конкуренто-способность?
Предприятие пользовалось субсидиями на транспортные расходы экспортёров, но гарантированно рассчитывать на них не могло, поскольку их получали по заявлению, и иногда выделенных на год денег на всех желающих не хватало. С 2020 г. всё должно измениться. Каждому экспортёру, который взял на себя обязательства наращивать экспорт и вошёл в «Корпоративную программу повышения конкурентоспособности» (КППК), поддержка будет гарантирована. Им возместят не только до 80% транспортных расходов, но и субсидируют кредитную ставку на 4,5%.
«У группы «Арнест» 5 предприятий, включая завод в Невинномысске, вошли в перечень организаций, которые реализуют КППК в Ставропольском крае. Если с 2017 по 2019 г. объёмы экспорта выросли в 2 раза, то к 2024-му мы намерены их увеличить в 9 раз», – говорит Гурьянов.
Экспорт химии из края в этом году вырос благодаря ещё одной компании – «Алмаз-Групп», которая инвестировала средства в простаивавший почти год гидрометаллургический завод в Лермонтове. Теперь он вновь работает и поставляет продукцию в 60 стран.
Всего же в программе повышения конкурентоспособности примут участие 9 ставропольских предприятий – помимо «Алмаз-удобрений» и «Арнеста», «МОК» (литьё цветных металлов), «Аэробалл» (производство различных видов тары), «Евродом» (выпуск изделий из пенополистирола), «ВЭЛАН» (изготовление взрывозащищённого электрооборудования), «Основа безопасности» (изделия для систем безопасности), «Тайфун-инновации» (высокотехнологичное пищевое оборудование), «Шоколенд» (кондитерская фабрика).
Кого зовут в гости?
Второе место после химической продукции в экспорте из Ставрополья занимает зерно, которое закупают в основном Азербайджан, Грузия и Иран. Кроме того, край продаёт за границу мясо (9% экспорта), алкоголь (9%) и другое продовольствие. У здешних продуктов есть два главных преимущества: они экологически чистые и стоят сравнительно недорого.
Экспортирует регион и машиностроительную продукцию, текстиль, древесину, кожу, пушнину, шерсть. Причём объёмы поставок за рубеж по многим позициям растут.
«В среднем прирост экспорта за 9 месяцев этого года составил 5,6% по сравнению с таким же периодом прошлого года. Это было бы невозможно без постоянного диалога бизнеса и власти и поддержки, которую государство оказывает предприятиям края», – уверен министр экономического развития Ставрополья Сергей Крынин.
Вместе с тем нацпроект подразумевает, что региональный бизнес будет осваивать и новые ниши. Продавать за границу можно ведь не только товары, но и различного рода услуги. Например, туристические.
Привлекать иностранцев на отдых Ставрополье уже научилось. Краевой центр, например, за 6 месяцев этого года принял в 3 раза больше туристов, чем за такой же период в 2018-м. Побывали здесь не только гости городов-побратимов, которых у Ставрополя 6, включая два китайских, но и участники международного фестиваля «Студенческая весна стран БРИКС и ШОС», который прошёл в июне. Особенно много культурных событий мирового уровня было на Кавминводах: фестивали кино, фейерверков, лечебных грязей. Сами города-курорты прихорашиваются, здравницы модернизируются и готовы принимать иностранных гостей.
«Железноводск в этом году начал стандартизировать лечебно-туристические услуги по системе ЕТЕС, – рассказал глава города Евгений Моисеев. – Санатории стараются удовлетворять любые требования зарубежных туристов по питанию, размещению, досугу. По-новому подходим к информированию о культурных событиях, местах размещения, преимуществах курорта. Это уже дало эффект: вырос поток отдыхающих из ближнего зарубежья и Израиля».
В конце октября в Железноводске эксперты региональных экспортных центров страны подвели первые итоги работы по нацпроекту и отметили Ставрополье как один из самых активных регионов в этом направлении.
Губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров:
– Региональный проект по развитию международной кооперации и экспорта предусматривает, что за 5 лет количество ориентированных на экспорт и получающих краевые меры поддержки предприятий вырастет до 483, а объём поставок за рубеж удвоится. Сельскохозяйственных товаров и сырья мы будем продавать на 1,1 млрд долл. в год, промышленных – на 1,4 млрд долл.