Примерное время чтения: 9 минут
191

Как пробиться на мировые рынки? Ставрополье повернулось лицом на Восток

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 48. Суперномер: наши ответы на ваши вопросы 27/11/2019 Сюжет Всероссийский конкурс публикаций «Регионы России»

Все говорят, что выйти на мировые рынки непросто. В какие страны наши производители поставляют продукцию и как находят поставщиков?

А. Ф. Перов, Кисловодск

Участие в международных выставках – самый короткий путь за границу для российских товаров. На них собираются не только мелкооптовые покупатели, но и крупные компании, заинтересованные в регулярных поставках. Крупнейшая азиатская международная продовольст­венная выставка SIAL China п­рошла в Шанхае на прошлой неделе.

Зачем нужны выставки?

Ставропольские производители возят на SIAL China м­акароны, минералку, колбасы, конфеты, кукурузные палочки. Китайские предприниматели с охотой заключают контракты на их поставку, и на полках м­агазинов в Поднебесной эти товары уже не редкость.

Подписать долгосрочный контракт с наскока, конечно, не получится. Надо поучаствовать в выставке хотя бы пару раз, найти потенциальных парт­нёров, пройти сертификацию в стране и тем самым проложить туда путь своей продукции. И речь не только о китайских компаниях.

Минеральную воду, лимонады и другую продукцию с­тавропольского завода «Аква-Вайт» пьют уже и в Австралии, США, Греции, Израиле, Объединённых Арабских Эмиратах. Если минералку из скважин К­авминвод за границей ценят прежде всего за природные свойства, то питьевую воду и сладкие напитки – за высокое качество и безопасность. Для выхода на зарубежные рынки завод прошёл сертификацию по стандарту ISO 22000 и в этом году признан лучшим экспортёром Северо-Кавказского федерального округа среди малых и с­редних предприятий.

«На международные рынки мы вышли лет 5 назад, в том числе за счёт участия в выставках под эгидой минэкономразвития Ставрополья, – рассказывает директор «Аква-Вайт» Алексей В­оинов. – Участвовали в проектах Российского экспортного центра, работаем с региональным экспортным центром. За рубежом выполняем двоякую функцию. С одной стороны, расширяем свой бизнес, с другой – популяризируем россий­ские товары и повышаем п­рестиж страны».

В числе делегатов от края на выставке в Китае постоянно бывают и представители молочного комбината «­Ставропольский».

«Поддержка краевых властей позволяет нам бесплатно представлять продукцию на таких престижных мероприятиях, как «Золотая осень» и «­Продэкспо» в Москве, «Зелёная неделя» в Берлине, салон мороженого, кондитерских, хлебобулочных изделий и кофе SIGEP в итальянском Римини», – поясняет гендиректор предприятия Сергей Анисимов.

Уже почти 20 лет комбинат поставляет свои глазированные сырки, пломбир и эскимо в Израиль – страну, где всегда подчёркивают высокое качество собственной молочной продукции. В этом году ставропольские товары распробовали в Объединённых Арабских Эмиратах. Весной туда отправили первый 10-тонный контейнер мороженого. Арабам особенно по­нравились экзотические вкусы «Имбирного» и «Кулфи» – со специями.

Что компенсируют субсидии?

Если раньше ставропольские производители всё больше ориентировались на нужды Европы, то теперь повернулись лицом на Восток – санкции Запада з­аставили.

«Многим казалось, что Ш­анхай или Дубай – это где-то далеко и отправлять туда т­овары сложно и дорого. О­днако т­еперь часть затрат на л­огистику государство возмещает по национальному проекту «Международная кооперация и экспорт», – объяснила замминистра экономического развития Ставрополья Сузанна Дамир. – Мы разработали региональный проект и в 2021 г. планируем рассмотреть возможность компенсации части затрат на транспортную логистику краевых предприятий-экспортёров. Край вошёл в число 10 пилотных регионов страны, где будут действовать федеральные и р­егиональные меры поддержки потенциальных и дейст­вующих экспортёров».

Ставрополье называют а­грарным краем, однако больше всего экспорта даёт химическая промышленность – 60%, если считать в деньгах. Среди экспортёров невинномысский завод группы «Арнест», который специализируется на производ­стве косметики и бытовой химии в аэрозольной упаковке. Выпускает их как по заказу отечественных, так и транснациональных компаний, поддерживающих «экспансию» российского производителя на мировые рынки.

«В последнее время мы сущест­венно расширили географию поставок. Добавились 8 стран Евросоюза, ОАЭ и И­зраиль, – сообщил председатель совета директоров «Арнеста» Владимир Гурьянов. – Планируем поставки в Индонезию. Не везде получается пробиться. В Европе на нашу продукцию умеренные пошлины, и мы там конкурентоспособны по ценам, чего не скажешь об азиатских рынках с высокими ввозными барьерами. Соглашений о беспошлинной торговле у России пока немного – со странами СНГ, Сербией, Вьетнамом, С­ингапуром и некоторыми другими. Там мы можем чувствовать себя как дома».

Как повышают конкуренто-способность?

Предприятие пользовалось субсидиями на транспортные расходы экспортёров, но гарантированно рассчитывать на них не могло, поскольку их получали по заявлению, и иногда выделенных на год денег на всех желающих не хватало. С 2020 г. всё должно измениться. Каждому экспортёру, который взял на себя обязательства наращивать экспорт и вошёл в «Корпоративную программу повышения конкурентоспособности» (КППК), поддержка будет гарантирована. Им возместят не только до 80% транспортных расходов, но и субсидируют кредитную ставку на 4,5%.

«У группы «Арнест» 5 предприятий, включая завод в Невинномысске, вошли в перечень организаций, которые реализуют КППК в Ставропольском крае. Если с 2017 по 2019 г. объёмы экспорта выросли в 2 раза, то к 2024-му мы намерены их увеличить в 9 раз», – говорит Гурьянов.

Экспорт химии из края в этом году вырос благодаря ещё одной компании – «Алмаз-Групп», которая инвестировала средства в простаивавший почти год гидрометаллургический завод в Лермонтове. Теперь он вновь работает и поставляет продукцию в 60 стран.

Всего же в программе повышения конкурентоспособности примут участие 9 ставропольских предприятий – помимо «Алмаз-удобрений» и «Арнеста», «МОК» (литьё цветных металлов), «Аэробалл» (производство различных видов тары), «Евродом» (выпуск изделий из пенополистирола), «­ВЭЛАН» (изготовление взрывозащищённого электрооборудования), «Основа без­опасности» (изделия для систем безопасности), «Тайфун-инновации» (высокотехнологичное пищевое оборудование), «Шоколенд» (кондитерская фабрика).

Кого зовут в гости?

Второе место после химической продукции в экспорте из Ставрополья занимает зерно, которое закупают в основном Азербайджан, Грузия и Иран. Кроме того, край продаёт за границу мясо (9% экспорта), алкоголь (9%) и другое продовольствие. У здешних продуктов есть два главных преимущества: они экологически чистые и стоят сравнительно недорого.

Экспортирует регион и машиностроительную продукцию, текстиль, древесину, кожу, пушнину, шерсть. Причём объёмы поставок за рубеж по многим позициям растут.

«В среднем прирост экспорта за 9 месяцев этого года составил 5,6% по сравнению с таким же периодом прошлого года. Это было бы невозможно без постоянного диалога бизнеса и власти и поддержки, которую государство оказывает предприятиям края», – уверен министр экономического развития Ставрополья Сергей Крынин.

Вместе с тем нацпроект подразумевает, что региональный бизнес будет осваивать и новые ниши. Продавать за границу можно ведь не только товары, но и различного рода услуги. Например, туристические.

Привлекать иностранцев на отдых Ставрополье уже научилось. Краевой центр, например, за 6 месяцев этого года принял в 3 раза больше туристов, чем за такой же период в 2018-м. Побывали здесь не только гости городов-побратимов, которых у Ставрополя 6, включая два китайских, но и участники международного фестиваля «Студенческая весна стран БРИКС и ШОС», который прошёл в июне. Особенно много культурных событий мирового уровня было на Кавминводах: фестивали кино, фейерверков, лечебных грязей. Сами города-курорты прихорашиваются, здравницы модернизируются и готовы принимать иностранных гостей.

«Железноводск в этом году начал стандартизировать лечебно-туристические услуги по системе ЕТЕС, – рассказал глава города Евгений Моисеев. – Санатории стараются удовлетворять любые требования зарубежных туристов по питанию, размещению, досугу. По-новому подходим к информированию о культурных событиях, местах размещения, преимуществах курорта. Это уже дало эффект: вырос поток отдыхающих из ближнего зарубежья и Израиля».

В конце октября в Железноводске эксперты региональных экспортных центров страны подвели первые итоги работы по нацпроекту и отметили Ставрополье как один из самых активных регионов в этом направлении.

Губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров:

– Региональный проект по развитию международной кооперации и экспорта предусматривает, что за 5 лет количество ориентированных на экспорт и получающих краевые меры поддержки предприятий вырастет до 483, а объём поставок за рубеж удвоится. Сельскохозяйственных товаров и сырья мы будем продавать на 1,1 млрд долл. в год, промышленных – на 1,4 млрд долл.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах