Структура потребления спиртного в последние годы в России изменилась — вместо «титульной» водки люди стали переходить на джин, виски, бренди, коньяк и другие альтернативные крепкие напитки, сообщил «АиФ» профессор кафедры финансово-экономического и бизнес-образования экономического факультета Государственного университета просвещения Сергей Шкодинский. Абсолютное лидерство все равно осталось за водкой, но объем выпитого альтернативного алкоголя заметно вырос.
«Из-за ухода многих зарубежных производителей коньяка с российского рынка, а также роста цен на импортный алкоголь отечественные производители смогли быстро занять опустевшие ниши, — говорит Шкодинский. — Цены на наши напитки оказались заметно ниже, чем на импортные оригиналы, это привело к росту продаж российской продукции».
Рост рынка водки на 1% в литрах к 2026 году прогнозирует учредитель компании АО «АГК», владелец калужского ликеро-водочного завода «Кристалл», Павел Победкин. К тому же сроку потребление альтернативных видов крепкого алкоголя должно прибавить 3%. Правда, в абсолютных единицах соотношение выглядит вполне традиционно: водки через три года выпьют чуть больше 1 млрд литров, прочих напитков — 192 млн литров, в пять раз меньше. В деньгах же рынок цветного алкоголя даже просядет на 3%, водочный же вырастет на 5% — скажется уход дорогих импортных брендов и замена их более дешевыми отечественными.
Популярность альтернативных напитков сейчас достигла своего максимума, структура рынка крепкого алкоголя в ближайшие годы останется ровно такой, как есть сейчас, — полагает директор центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз.
«Цветные вкусовые напитки росли в предыдущие годы, — констатирует он. — Их потребление — дело среднего класса. При минимальной зарплате в 16,2 тыс. рублей в месяц минимальная цена бутылки легальной водки в 281 рубль превращает уже ее чуть ли не в продукт категории премиум. При общем объеме официального рынка алкоголя в 1,15 млрд литров у нас еще около 500 млн контрафакта и самогона — того, что пьют люди, которым даже водку взять дорого, не говоря уж о более ценных вкусовых напитках».
В целом структура потребления алкоголя выглядит так, рассказывает Дробиз. Водка — 800 млн л, ликеро-водочные изделия — 150 млн л, в том числе виски — 70 млн л, джин — 15 млн л, ром — 10 млн л, а так же коньяки и бренди — 140 млн л. Никаких предпосылок к тому, чтобы подвинуть «королеву водку» с пьедестала, при таком раскладе нет.
Если же посмотреть на алкогольный рынок от входа в столичный специализированный магазин, картина получится совсем другая, рассказывает депутат Госдумы Алексей Журавлев.
«Последние опросы показывают, что популярнее всего пиво, на него приходится 59% всех продаж, на втором месте — вино (27%), а водка вообще появляется где-то ближе к концу списка — всего 3%, — утверждает парламентарий. — Сыграла свою роль и государственная политика, которая последовательно выдавливала из отрасли контрафакт — а именно водку фальсифицировать проще всего — и, как ни странно, западные санкции, которые дали очередной толчок развитию отечественных виноделия и пивоварения».
Попытки отечественных ликеро-водочных заводов запустить свои варианты бальзамов и джинов — дело хорошее, говорят эксперты. Но доступными эти напитки останутся для сравнительно небольшой группы людей. Массовый же потребитель продолжит брать то, что продается за минимальную розничную цену или чуть дороже. Рассматривая в качестве альтернативы скорее самогон от бабы Маши, чем джин или виски от отечественного ликеро-водочного завода.