Больше всего подорожают импортные гаджеты и товары подсанкционных брендов. В меньшей степени рост цен затронет низшую и среднюю ценовые категории, рассказали aif.ru эксперты.
Ранее «Известия» сообщили, что импортёры бытовой техники и электроники в октябре снизили закупки на 15–30%, что может взметнуть цены на гаджеты на 10-20%. Причина — высокая ключевая ставка ЦБ.
«Вместе с ключевой ставкой растут и проценты по кредитам, — рассказала экономист и эксперт по семейному капиталу Светлана Петрова. — Для предпринимателей, которые производят или перепродают технику, заёмные деньги стали очень дорогими. Поскольку это торговля, у предпринимателей деньги находятся в обороте, в товаре, и чтобы завозить новые модели гаджетов, им нужно где-то взять деньги — остаётся только кредит, но сейчас из-за высокой ставки берут меньше, но платят за это дороже. Эти издержки автоматически перекладываются в цену товара».
Также среди возможных причин роста цен: издержки транспортировки и хранения на складах, повышение заработных плат, колебание валютного курса, подчеркнула доцент кафедры государственных и муниципальных финансов РЭУ имени Плеханова Мария Долгова. Эти причины способствуют сокращению поставок в последнее время и, следовательно, снижению предложения импортных товаров в будущем. Уменьшение предложения — один из драйверов роста цен.
«Кроме этого, потребительский спрос на дорогие гаджеты снижается, поскольку при существующей ставке по депозитам гораздо выгоднее хранить деньги на банковском счете, чем приобретать такие товары. Это обстоятельство в настоящее время выступает сдерживающим фактором для существенного повышения цен, — отметила она. — Вместе с тем, у многих ретейлеров и посредников есть запасы из ввезённых ранее товаров, которые позволяют сейчас поддерживать предложение и сдерживают рост цен. Так что предновогодний спрос, вероятно, в основном будет удовлетворён за счёт уже имеющихся товарных запасов».
Но когда этот рост начнётся, в первую очередь, повышение цен коснётся импортных гаджетов, особенно из высокой ценовой категории. Наибольшее удорожание коснётся товаров брендов, ушедших с российского рынка, уточнила Мария Долгова.
«В меньшей степени рост цен затронет ассортимент, реализуемый под собственными торговыми марками ретейлеров, — добавила эксперт. — Также меньше других этот процесс ощутят покупатели товаров низшей и средней ценовых категорий, а также продукции отечественного производства».