Механизм изменения упрощенной системы налогообложения (УСН) может привести к повышению цен, поэтому законопроект, принятый сегодня в первом чтении, нуждается в уточнении и тщательной донастройке ко второму.
Дело в том, что прежде всего, упрощенная система налогообложения (УСН) задумывалась с целью дебюрократизации малого бизнеса, чтобы все имеющие ресурсы компании направлялись на ее развитие и рост. Предложенные же сейчас изменения по своей сути напротив «утяжеляют» привычную «упрощенку» — теперь предпринимателю на УСН будет необходимо иметь бухгалтера и юриста чтобы вести бизнес без проблем с налоговой, пояснил aif.ru налоговый юрист, руководитель Центра правопорядка в г. Москве и Московской области Александр Хаминский.
— Кроме прочего, уплата НДС после изменений будет накладывать дополнительное бремя ответственности на «упрощенцев» — необходимо будет подавать налоговые декларации по НДС раз в квартал, уведомление о применении льготной ставки, выставлять счета фактуры, вести книгу продаж и проверять контрагентов на добросовестность. Также, есть риск того, что «упрощенцы» в целях экономии будут перекладывать НДС на конечного потребителя, тем самым стоимость товаров и услуг будет возрастать на каждом звене цепочки, что приведет к росту цен и потере конкурентоспособности для предпринимателей малого бизнеса,— рассказал он.
Таким образом, на данный момент действующие предложения в части УСН должны быть более детально проработаны, поскольку в нынешнем виде они могут привести к еще более мелкому дроблению бизнеса с целью сохранить привычные и комфортные условия «упрощенки» и к значительному росту цен, добавил эксперт.
В нынешнем виде принятые в первом чтении поправки коснутся повышения размера предельного дохода по упрощенной системе налогообложения (УСН) до 450 млн рублей. Сейчас порог составляет 200 млн. Кроме того, с 2025 года организации и индивидуальные предприниматели на УСН станут плательщиками НДС. Исключение составят те компании, чей доход не превысил 60 млн рублей в год, рассказал доцент Финансового университета при Правительстве РФ Петр Щербаченко.
— В целом, предложенные изменения в налоговой системе направлены на поддержку малого бизнеса и предотвращение схем дробления бизнеса. Например, предусматривается возможность выбора для бизнеса в отношении уплаты НДС: либо общий режим со ставкой 20% (10% для определенной категории товаров) и всеми вычетами, либо 5% НДС без права на вычеты при выручке 60-250 млн рублей и 7% при выручке 250-450 млн рублей. Важно, что 96,8% предпринимателей на УСН имеют выручку до 60 млн, то есть эта мера не коснется подавляющего большинства плательщиков, — заключил Петр Щербаченко.
Указанные меры соответствуют исполнению поставленной президентом России Владимиром Путиным задачи: не должно быть ситуаций, когда компаниям фактически невыгодно набирать обороты, добавил эксперт. Налоговые платежи при переходе с упрощенного на общий налоговый режим по действующему сейчас законодательству резко возрастают, и получается, что государство фактически подталкивает бизнес к дроблению. Работать «в белую» и переходить из малого бизнеса в средний в таких условиях становится не просто невыгодно, но даже разорительно. Президент предложил также объявить амнистию для тех компаний, которые в целях налоговой оптимизации прибегали к дроблению бизнеса — если они вернутся в правовое поле, долги им простят.
Необходимо подчеркнуть, что плавный механизм по переходу с упрощенной системы налогообложения на общую поддержали и представители бизнеса. Они неоднократно отмечали, что в настоящее время переход для предпринимателей на «упрощенке» является очень дорогим как с точки зрения резкого повышения ставок по налогам, так и с точки зрения появления новых затрат на содержание административного персонала — бухгалтера, юриста и так далее. После первого чтения в инициативу будут внесены правки — в том числе, после обсуждения с экспертным и бизнес-сообществами. После окончательного «одобрения» Госдумой документ будет передан на подпись президенту. Указанные изменения должны вступить в силу с 1 января 2025 года.