Мало какой небезразличный к собственному здоровью потребитель захочет покупать продукты с ГМО, консервантами и прочим. Желание граждан питаться полезно прекрасно известно маркетологам: чтобы привлечь к своему товару внимание покупателей, они идут на разные хитрости, порой противоречивые и ни на чём не основанные. АиФ.ru обратился к эксперту потребительского рынка и ценовой политики Станиславу Черкасову с просьбой прокомментировать маркетинговые уловки производителей.
Майонез, который стройнит
Майонез — это, пожалуй, один из самых любимых соусов в нашей стране, без него совершенно невозможно представить новогодний оливье, селёдку под шубой или мясо по-французски. При всей народной любви к майонезу, он всё-таки считается довольно вредным продуктом, особенно для тех, кто следит за фигурой. А вот лёгкий майонез — совсем другое дело, его в рекламе рекомендуют даже спортсмены. Но правда ли это?
«На самом деле это большое заблуждение. Многие проводят параллель между низким содержанием жира и меньшим количеством калорий. Но это понятия не тождественные. К примеру, для расщепления жира организм тратит 9 ккал энергии, а для расщепления белков и углеводов всего 4 ккал. Убрать жир и не потерять при этом вкус невозможно. Нужно компенсировать эту потерю чем-то. Как правило, производители, убирая жир частично, увеличивают вместо него количество сахара. В итоге получается, что такая „низкожировая“ еда в конечном итоге содержит больше калорий, чем еда с обычным содержанием жира. Но обезжиренные продукты при этом стоят дороже в среднем на 10-20%», — поясняет Черкасов.
Холестерина нет там, где его не бывает
Другая популярная уловка — надпись «без холестерина» на упаковке растительного масла. Удивитесь, но это чистая правда: холестерина в растительном масле действительно нет. Ни в продукте производителя, указавшего эту деталь на бутылке, ни в продукте любого другого производителя. Всё просто: растительные продукты в принципе не могут содержать холестерин, он есть только в животных жирах. В мясе, молочных продуктах, сливочном масле.
Опасный глютен
Вообще, надписи «без» производители с особой любовью пишут на коробках, банках, бутылках и прочей таре. В магазинах можно повстречать упаковки с подписью «не содержит глютена». Когда покупатели видят это большое, грозное сообщение, они на подсознательном уровне относят глютен к числу вредных компонентов, которых не должно быть в здоровых продуктах, хватают банку/коробку и мчатся на кассу. Маркетологи ликуют: уловка сработала.
На самом деле, глютен может быть опасен только тем людям, кто страдает редким аутоиммунными заболеванием целиакией или глютеновой энтеропатией. «Глютен, он же клейковина — основной белок злаковых. Мы все ежедневно употребляем его в пищу, даже не догадываясь об этом. Маркетологи же не упускают возможности „задрать цены на безглютеновые продукты“, делая прибыль на страхах и опасениях потребителей», — указывает эксперт.
Без консервантов
«Без консервантов» — следующая надпись, полюбившаяся маркетологам. Производители осведомлены, что наличие букв «Е» в составе ингредиентов производит на покупателей негативный эффект. Не указывать их нельзя, таковы требования законодательства. Но если избавиться от «Е» совсем нельзя, то можно хотя бы сократить их количество.
«Производители выносят некоторые „Е“ из состава продукта на первый план с расшифровкой: „натуральный краситель“, „натуральный ароматизатор“ и т.д. Суть от этого не меняется, потребитель уходит довольный с осознанием того, что приобрёл товар без консервантов, а маркетологи кладут в карман законную прибыль», — подчеркивает Черкасов.
Переплата за «полезные» бактерии
Желающие заработать побольше денег производители кисломолочных продуктов заявляют о наличии в своей продукции т.н. «полезных» бактерий.
На практике это невозможно, даже если производитель, как он утверждает, и поместит те самые чудо-бактерии в свой продукт, они точно не приживутся в человеческом организме. Вреда от них не будет никакого, но и пользы тоже нет.
«Микрофлору человека создают исключительно те микроорганизмы, которые живут в его собственном организме. Очень часто этикетки подобных товаров пестрят надписями „подтверждено исследованиями“. Это действительно так, лишь с одной оговоркой: исследования выполнены по заказу компании-производителя, им же и подтверждены. При этом молочные продукты с „полезными бактериями“ продаются гораздо лучше во всех ценовых сегментах», — добавляет Черкасов.
Нестареющая классика: ГМО
Казалось бы, что все уже давно в курсе маркетинговой уловки «Без ГМО», однако соответствующие надписи на упаковках продолжают появляться на этикетках порой даже самых неожиданных товаров. Например, сейчас в магазинах можно повстречать соль или питьевую воду «Без ГМО».