- Население уже устало от разговоров о кризисе. Скажите, когда он кончится?
- По моей оценке, я полгода назад уже об этом говорил, в Америке кризис должен быть достигнуть - и достиг - своего дна летом 2009 года, я думаю, американская экономика уже выправляется. Европейская отстает от американской, подъем начнется в начале 2010 года. В России – к 2011 году.
Но не все так плохо, я не вижу страшной картины. Я вижу, что сельское хозяйство выросло за полгода на 2 с лишним процента, появился некоторый рост промышленного производства, хотя темпы роста опять стали падать, и это мне не нравится. Национальный доход продолжает падать. Наибольший кризис наблюдается в строительстве, там реальное падение составляет около 25%. В транспорте нет такого резкого падения, по некоторым видам даже есть небольшой прирост. Хотя поскольку экономика в целом упала, негативные тенденции наблюдаются на автомобильном и железнодорожном транспорте. Думаю, что никакого обвала российской экономики ожидать не приходится, как и обвала рубля. В начале 2011 года начнется стабильный рост.
Я не вижу никакой девальвации. Я вижу возможное падение курса рубля по отношению к бивалютной корзине и некоторым другим резервным валютам в мире. Девальвация – это изменение соотношения в десять раз. Я не вижу ни при каких обстоятельствах изменения в десять раз. Значит, есть просто изменение курса, некоторое падение возможно, но это не девальвация. Осенью курс рубля к доллару может быть 35. Я об этом говорил полгода назад. Но я не думаю, что этот курс сохранится, в начале 2011 года рубль начнет расти, вполне реально ожидать, даже когда рубль будет в районе 25-28 рублей за доллар.
- Как распределятся сферы влияния в мире после окончания кризиса?
- Существует глобальный миропорядок, что Америка – супердержава, но в мире появились региональные супердержавы, которые являются глобальными игроками, этот термин, по-моему, использовал президент Медведев, и правильно. Поэтому Америка должна с этими глобальными игроками взаимодействовать на мировой арене. Речь идет о Китаие, России, Бразилии, Индии, Пакистане, Египте, Южной Африке.
Когда проводилась встреча «Большой двадцатки», я написал статью о том, что нужно уже минимум 25 стран привлекать, нужно включать и Пакистан, и Казахстан, и Украину – крупные влиятельные страны мира, которые не должны оставаться в стороне. Мир изменился. Роль стран, которые представляли раньше «Большую семерку», эти страны уже не производят подавляющей части национального продукта мира. Например, такие страны с формирующимися рынками, как Китай и Россия, их всего 94 по моей оценке, производят сегодня 50% мирового экономического продукта. Значит, роль этих стран в формировании глобального миропорядка должна резко усилиться.
До Билла Гейтса самым богатым человеком в мире был Джон Клюге. И он не стал беднее, его богатство продолжает расти. Просто другие богачи стали наращивать свои капителы намного быстрее, и Джон Клюге не входит уже даже в 30 самых богатых людей в мире. Страны «Большой семерки» не снизили свои экономики существенно, если не считать месяцы мирового кризиса. Просто страны с формирующимися рыками длительное время демонстрируют более высокие темпы экономического роста. Россия тоже до кризиса демонстрировала рост около 8%. Поэтому роль России тоже выросла.
- Не ожидается ли массовое переселение россиян в Сибирь?
- Движение населения по планете разумно. Сибирь имеет прекрасные природные ресурсы. Я родился и вырос в Сибири. Там великолепная природа. Это вполне возможно. Но если говорить серьезно, в свободной стране нужно создавать экономические рычаги мотивации переселения. Во времена Николая I выдавались подъемные семьям, которые ехали в Сибирь, это были большие деньги. Думаю, что переселение в связи с наличием чистой воды вполне возможно. Чистая вода – это продление жизни. Есть и сейчас семьи, которые переселяются поближе к чистой воде, к чистому воздуху. По многим показателям жить в Сибири совсем не плохо. Российское тихоокеанское побережье - это Клондайк, который недостаточно востребован населением России. Конечно, требуется развитие инфраструктуры. В России до сих пор нет сплошной дороги, чтобы можно было без проблем проехать от границы до границы. Страна должна гораздо больше вкладывать в инфраструктуру. Когда она появится, люди будут переселяться в Сибирь и на Дальний Восток. Огромный плюс – жить на природе. Возьмите самые развитые страны мира. Самые богатые люди перемещаются в пригородные районы. А кто победнее – переезжают в маленькие городки.
Что касается бюрократии, я потрясен ее количеством в России. СССР исчез, КПСС со всем своим громадным аппаратом исчезла, а число людей, занятых в государственном аппарате, выросло в разы. Я анализировал лет пять назад как член Бреттон-Вудского комитета деятельность Многонационального американского банка, который осуществляет четырехстороннее партнерство и строит инфраструктуру в Америке. Многонациональный банк, государство, региональное правительство штата или даже района и частные фирмы, которые хотят в этом участвовать. Такое четырехстороннее сотрудничество повышает и эффективность создания инфраструктуры, и эффективность ее использования. Если будут созданы такие четырехсторонние отношения, госкорпорация может существенно изменить ситуацию с автомобильными дорогами в стране. Сколько бы государство ни вкладывало, всегда нужно искать и частые интересы.
Полный текст онлайн-конференции с Владимиром Квинтом читайте здесь.