Американский Минфин ослабил некоторые санкции против российских авиакомпаний, разрешив сделки в сфере безопасности гражданских самолетов. Может ли это привести к отказу от планов возрождения нашей авиационной промышленности?
В новой генеральной лицензии ведомства речь идет об операциях, которые связаны с поставками, экспортом или реэкспортом товаров, технологий или услуг для безопасности российской гражданской авиации. Речь идёт о самолётах, зарегистрированных за переделами России (формально это большая часть отечественного авиапарка — их перерегистрацию в российском реестре Запад не признал).
Особо оговаривается тот момент, что поставляемые, экспортируемые или реэкспортируемые товары, технологии или услуги должны предназначаться воздушным судам, которые эксплуатируют лишь в гражданской авиации.
Доля самолётов американской корпорации Boeing в отечественном гражданском авиапарке составляет 31,5%. Лайнеры американского производства используют 15 российских авиакомпаний. Крупнейшие парки Boeing у «Аэрофлота», его «дочки» «Победы» и «ЮТэйр».
Ранее и американская администрация, и корпорация Boeing полностью блокировали как поставки своих самолётов в Россию, так и их техническое обслуживание, и даже импорт запчастей.
По мнению исполнительного директора агентства «АвиаПорт» Олега Пантелеева, пока рано говорить о реальном смягчении санкций — это делается всегда под конкретную компанию.
«У меня нет информации о том, какие именно поставки разрешат, — прокомментировал решение эксперт. — Могу лишь сказать, что американцы из самых строгих ограничений могут сделать исключения, если это в интересах их крупных компаний, имеющих мощное лобби».
Другие отраслевые эксперты согласны с Пантелеевым. При этом, по их словам, решение позволяет поддерживать самолёты в состоянии лётной годности, а это однозначно в интересах компании Boeing.
При этом буквально на днях была принята «Комплексная программа развития авиатранспортной отрасли Российской Федерации до 2030 года», которая предполагает, что отечественные воздушные суда займут более 80% российского авиапарка. С 2022 по 2030 годы в российские авиакомпании должны поступить 1036 самолётов. В том числе 142 самолёта SSJ-NEW, 270 МС-21-310, 70 Ил-114-300, 70 Ту-214, 12 Ил-96-300, 140 самолётов «Ладога», 178 Л-410 и 154 самолёта «Байкал».
«Сегодня можно с уверенностью утверждать, что Правительство России в вопросе развития авиаперевозок сделало ставку на отечественную авиатехнику, — полагает Пантелеев. — Но считать с точностью до штуки, до рубля и до года самолёты, вертолёты, двигатели, деньги и сроки стоит по осени».