Основная задача проекта: объединить Индийский океан и Персидский залив с Каспийским морем через Иран так, чтобы маршрут в страны Северной Европы пролегал через Россию. Как лучше проложить маршрут и какие возможности он открывает, обсуждали на XIV Международном экономическом форуме «Россия — исламский мир: KazanForum», на который съехались представители 85 государств.
Смена векторов
Западные санкции показали высокую зависимость от логистических цепочек, которых Россия придерживалась последние лет двадцать. Ограничение грузоперевозок по магистралям Евросоюза, закрытое небо и запрет на обслуживание в портах для морских судов под флагами РФ заставили страну достать из-под сукна проект «Север — Юг». Судя по всему, попал он туда совершенно напрасно.
История с коридором «Север — Юг» тянется с 2000 года. Первое соглашение между Индией и Россией было подписано в 2005 году. К тому моменту к астраханскому порту Оля даже подвели железную дорогу.
«Но мы ориентировали свою же грузовую базу на порты европейских государств, по сути, развивая собственной грузовой базой порты Роттердама, Гамбурга и других», — сетует помощник президента России, экс-министр транспорта Игорь Левитин.
В ущерб нашим же интересам через европейские порты ежегодно шло свыше 400 млн т грузов.
«Теперь из-за санкций туда проехать не можем, — констатирует Левитин. — Сейчас у нас уникальная возможность для портов Персидского залива — это зерновые продовольственные хабы. Нам негде хранить зерно и удобрения, так что надо их хранить в портах Персидского залива».
«Речь идет о модернизации и строительстве железнодорожных трасс, автомобильных и водных маршрутов, портов, терминалов, уникальных работ в дельте Волги и на Каспии, — поясняет президент российской академии транспорта Александр Мишарин. — Все это в перспективе позволит перевозить до 100 млн тонн грузов в год».
Помимо сокращения сроков доставки грузов (а, значит, и снижения издержек), это, по мнению экспертов, принесет десятки тысяч новых рабочих мест и многомиллионные налоговые отчисления в бюджеты стран-участниц проекта.
Альтернатива суэцкому каналу
По словам вице-премьера Марата Хуснуллина, только до 2030 года общий объем инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры коридора составит около 280 млрд руб. Всего же, по данным экспертов Евразийского банка развития, страны, участвующие в развитии маршрутов новой артерии, предусматривают инвестиции в размере 38,2 млрд долларов.
Первый вице-премьер Андрей Белоусов ранее отмечал, что маршрут Север — Юг в перспективе может стать реальным конкурентом Суэцкому каналу.
Ежегодно через этот канал проходит 10-12% всего мирового грузооборота. Когда в марте 2021 года один из крупнейших в мире контейнеровозов сел на мель на пути из Малайзии в Нидерланды, каждый час задержки судов с товарами на борту обходился мировой торговле в 350-400 млн долларов выручки. Устраняли аварию неделю. Цены на перевозку нефтепродуктов морским путем тогда выросли в два раза.
Предлагая миру (и, в первую очередь, себе) альтернативный маршрут, Россия выигрывает со всех сторон и подстраховывается на случай очередных логистических санкций.
Мнение
По Транскаспийскому маршруту удобнее перевозить по морю зерно, древесину, минеральные удобрения, металлы и контейнерные грузы из центральных районов России. По словам губернатора Астраханской области Игоря Бабушкина, не обойтись без строительства современного флота. На судоверфях региона, которые входят в состав Объединенной судостроительной корпорации, заложили четыре сухогруза-контейнеровоза. Всего в ближайших планах — спуск на воду 25 таких судов, адаптированных к работе в Каспийском море.