Примерное время чтения: 4 минуты
814

Удар по контрафакту. В декабре в РФ начнут маркировать химию и косметику

В России с 1 декабря начнут маркировать бытовую химию и косметику, что поможет снизить количество некачественного товара на полках магазинов. При этом, как специально для aif.ru пояснил заместитель генерального директора Центра развития перспективных технологий (оператор государственной системы маркировки «Честный знак») Реваз Юсупов, нововведение не приведет к повышению цен.

В России по-прежнему сохраняется большой сектор теневой экономики. По оценкам Росфинмониторинга, в 2018-2020 годах он составлял 20-21 трлн руб., или примерно 20% от ВВП страны. Позже нелегальный оборот товаров и услуг плавно снижался, до 18 трлн руб. в 2022 году, тем не менее продолжал занимать значительную долю национальной экономики.

Одним из инструментов, выводящим серый рынок из тени, является маркировка. Это позволит проследить путь товара на всех этапах и сократить объемы теневого производства. Одновременно госсистема маркировки «Честный знак» призвана гарантировать потребителям подлинность и заявленное качество приобретаемой продукции. Ранее уже была введена обязательная маркировка молочной продукции, лекарств, табака, шуб, обуви и прочих товаров. За время действия системы «Честный знак» уровень продаж фальсифицированного молока и просроченных лекарств сократился в 3 раза, поддельных шин — в 2 раза.

Теперь дошла очередь до мыла, прочих моющих средств, дезодорантов, средств для макияжа, волос, для бритья, полости рта и зубов, косметических средств. По предложению Минпромторга, с началом зимы стартует эксперимент по маркировке всех этих товарных групп. По данным Высшей школы экономики, в 2022 году теневой оборот на рынке косметической продукции составил 16%, бытовой химии — 12%, и маркировка должна снизить эти цифры.

Особенно приятно, что лишними расходами для потребителей маркировка бытовой химии и косметики не обернется. «Конечно же, влияния на цену косметической продукции и бытовой химии на полке не будет ни на стадии эксперимента, ни если маркировка станет обязательной, — уверен Реваз Юсупов. — Эксперимент бесплатный и добровольный для бизнеса, коды маркировки и оборудование предоставляются бизнесу бесплатно, расходы оператор берет на себя». Экспертное мнение подтверждается практическим опытом. По тем группам товаров, где маркировка уже внедрена, «вклад этого фактора в цену является нулевым или околонулевым, — говорит Реваз Юсупов. — Так, в молочной продукции, согласно исследованию НИФИ Минфина РФ, расчетный вклад в рост цены на продукцию за 6 лет в результате введения маркировки составляет менее 1%».

Одним из крупнейших участников эксперимента станет компания Lab Industries (бывшая «Хенкель Рус», выпускает продукцию под брендами «Персил», «Лоск», «Пемолюкс», «Вернель» и прочими). В настоящее время на заводах компании определяются линии для установки соответствующего оборудования и программного обеспечения. Как сообщили в пресс-службе Lab Industries, для компании важно еще на этапе тестирования учесть все основные моменты, чтобы в дальнейшем внедрение системы не сказалось на скорости производственных процессов, объемах выпуска продукции и не повлияло на потребителей.

Технических проблем, связанных с нанесением маркировки на упаковки с бытовой химией и косметикой, также не предвидится. «Маркировка внедряется более 4 лет, все способы нанесения дата-матрикс кодов на продукцию уже отработаны, — говорит генеральный директор „ТрекМарк“ Сергей Протасов. — Мы готовы помочь участникам пилотного проекта подобрать необходимое оборудование и программное обеспечение, чтобы протестировать как можно больший ассортимент продукции и учесть все потребности отрасли».

Ранее Реваз Юсупов специально для aif.ru объяснил, как скажется введение маркировки икры на стоимости этого продукта.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах