Примерное время чтения: 3 минуты
1986

Сейнеры увязли на верфях. Срываются сроки сдачи судов по госпрограмме

Сюжет Санкции в отношении России и ответные меры РФ
/ Игорь Зарембо / РИА Новости

Масштабная государственная программа, направленная на развитие отечественного рыболовецкого судостроения и рыбообрабатывающих мощностей, отчаянно буксует. По мнению Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ), из-за санкций госпрограмма грозит превратиться в «черную дыру» для российской экономики, а запланированные сроки сдачи судов будут сорваны.

Госпрограмма, известная как «квоты под киль», принята в мае 2017 года. С ее введением 20% от квот на добычу минтая, сельди, трески на Дальнем Востоке и трески и пикши на Севере становятся «инвестиционными». Каждая рыболовецкая компания, обладающая такими квотами, автоматически обязалась в течении 5 лет после заключения договора с государством построить новые траулеры на российских верфях или построить на берегу рыбоперерабатывающие предприятия. В 2019 году на аукционы выставили 50% квот на добычу крабу, победители торгов обязались построить 41 краболовное судно.

По данным ВАРПЭ, всего в рамках программы инвестиционных квот запланировано строительство 64 рыбопромысловых судов и 41 краболова. До конца 2022 года должно быть сдано 36 рыбопромысловых судов и 7 краболов. На текущий момент построено 10, из них 3 — краболовы.

«Сложности со строительством рыбопромыслового флота были еще до введения беспрецедентных санкций, — отмечает президент ВАРПЭ Герман Зверев. — Сроки отставания варьировались от 6 месяцев до 2 лет. Из-за санкций инвесторы столкнулись с немотивированным отказом иностранных поставщиков от поставки заказанного и частично оплаченного оборудования. Огромный запланированный спрос на сложное судовое оборудование потребует полного перепроектирования строящихся судов. Поэтому наиболее реальным сроком завершения строительства всех 105 рыбопромысловых судов, предусмотренных программой инвестиционных квот, является 2028-2029 годы.

Нужно признать, что инвестиционные квоты неуклонно превращаются в “чёрную дыру” российской экономики, сравнимую с позднесоветским размахом незавершенного строительства большого количества объектов, не увязанных с возможностями самих строителей и наличием необходимого технологического оборудования».

В объединенной судостроительной компании (ОСК), имеющей договоры на постройку 26 судов в рамках госпрограммы, специально для aif.ru пояснили, что исполнение контрактов затруднено прекращением поставок комплектующих из недружественных стран, в том числе уже после оплаты этих поставок (суммы исчисляются миллиардами рублей). Так же в ОСК отметили, что поиск замещающего оборудования на отечественном и мировом рынке, перепроектирование заказов требует уточнение параметров контрактов, в том числе сроков строительства в новых условиях. Большая часть заказчиков подходит к сложившейся ситуации с пониманием и с предложениями о вариантах замены оборудования.

Вместе с тем, добавили в ОСК, даже с учетом всех сложностей, Выборгский судостроительный завод уже передал заказчику два судна, еще одно судно проходит ходовые испытания и один заказ готовится к испытаниям. А первый краболов завода «Красное Сормово» должен быть передан заказчику в 2023 году.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах