Ситуация вокруг аварий на магистральных газопроводах «Северный поток-1 и 2» приковывает к себе внимание всего мира. Выдвигаются разные версии произошедшего, делаются первые, пока очень неопределенные оценки о дальнейшей судьбе газопроводов, возможно ли их вернуть к жизни или восстановлению они уже не подлежат.
Накал риторики оттеснил на второй план еще один, не менее важный аспект — оператор «Северного потока-2», консорциум Nord Stream 2 AG, находится под американскими санкциями, любые контакты и деловые отношения с ним с 2 марта запрещены, нарушение запрета чревато грандиозными штрафами. Инженерам и техническим специалистам еще только предстоит провести диагностику, обследовать место аварии и принять решение о ремонтопригодности газопроводов. Но если восстановительные работы все же начнутся, то действующие санкции США либо сделают их невозможными, либо, в лучшем случае, радикально осложнят их.
Как американские санкции отразятся на всех заинтересованных участниках, объясняет независимый промышленный эксперт, кандидат экономических наук Леонид Хазанов: «Организовать и провести ремонт трубы могут либо оператор проекта, либо страховые компании, либо такие причастные страны, как Германия и Дания.
Если процесс возглавит оператор, то непосредственно все работы смогут выполнить только российские подрядчики, которые уже не боятся международных санкций, иностранные компании под страхом рестрикций откажутся от такого контракта. Однако в этом случае встанет вопрос финансирования этих дорогостоящих работ — ни один подрядчик не согласится делать это за свой счет, и "Газпром" не будет выделять деньги, ведь он и так пострадавшая сторона, и уж тем более не будет платить за все Россия из своего бюджета.
Теоретически возможен вариант, когда организатором выступят страховые компании, входящие в страховой пул “Северных потоков”. Но это все западные страховщики, из-за тех же санкций они не станут этого делать. Они даже побоятся делать выплаты в случае, если риски подобных аварий оговорены в страховых договорах. В лучшем случае, опасаясь вторичных санкций, они будут консультироваться с властями ЕС и США.
Германия и Дания также не захотят брать на себя ответственность, да и финансировать работы им не хочется, ведь, строго говоря, их вины в произошедшем нет. Есть гипотетический вариант, что можно установить виновника аварий и через суд получить с него компенсацию, но реальность такого сценария практически равна нулю.
Поэтому ситуация на сегодняшний день выглядит патовой. Вероятно, если решение о начале ремонтных работ будет все же принято, то все “санкционные” и финансовые вопросы будут решаться через международный судебный орган, например, Стокгольмский арбитраж. Конечно, все в разы упростилось бы, сними США санкции, хотя бы на время ремонта, но такой вариант даже не рассматривается, о нем вообще никто не говорит».