При получении займа в финансовой организации все дополнительные услуги нужно будет оформлять отдельными соглашениями, такие поправки в законы подготовил Банк России. Кроме того, клиент, делая осознанный выбор, должен сам принять или отказаться от рассылки СМС-сообщений, подписки на партнерские сервисы, юридической поддержки и прочих многочисленных дополнительных услуг или товаров. При этом банк не вправе навязывать выбор клиенту, заранее расставляя «галочки» в перечне услуг «в нагрузку» к кредиту, а стоимость таких услуг должна быть четко прописана.
Вводимая Банком России мера, по мнению профессора, руководителя департамента страхования и экономики соцсферы Финуниверситета при правительстве РФ Александра Цыганова, может стать важным инструментом в защите прав заемщиков, хотя полностью эффект от ее внедрения проявится не сразу.
«Банки в любом случае будут стараться максимизировать свою прибыль, это бизнес, их маркетологи будут выстраивать новые методы продвижения дополнительных услуг при кредитовании населения, — считает эксперт. — Но людям эта мера поможет принимать осознанное и ответственное решение. При выделении дополнительных услуг в отдельное соглашение человеку станет более понятно, когда и сколько он должен будет платить.
Кроме того, надзорным и контрольным органам станет проще делать аналитику, рынок кредитования населения станет более прозрачным, конкурентным и клиентоориентированным. Будет четко видно, сколько и каких допуслуг навязали финансовые организации физлицам при выдаче займов и, соответственно, на каком направлении стоит усилить регулирование. Результат проявится не сразу, на сбор данных потребуется время, но он однозначно будет».
Банкиров, возможно, такое нововведение не обрадует, но, по мнению директора банковского института НИУ ВШЭ Василия Солодкова, «им деваться будет некуда, нужно будет исполнять закон».
«Действительно, — продолжает эксперт. — Есть такая недобросовестная практика, когда кредитные организации вводят клиентов в заблуждение относительно реальной стоимости услуги. И инициатива ЦБ поможет заемщику четко понять, сколько в конечном итоге придется заплатить, исключив любые „сюрпризы мелкого шрифта“».
При этом банки постараются компенсировать выпадающие доходы, но делать это будут строго в правовом поле, не увеличивая собственных рисков. «Скорее всего, банкиры пойдут на некоторое повышение кредитных ставок, — считает Василий Солодков. — Но вероятность этого зависит от поведения маркет-мейкеров, то есть крупнейших госбанков. Именно они в основном формируют этот рынок, и за их позицией последуют остальные кредитные учреждения».