20 марта сильный шторм (более 5 баллов) повредил два из трёх выносных устройств для танкеров нефтяного терминала Каспийского трубопроводного консорциума (КТК). Они находятся в 6 км от берега.
«В прошлом году КТК транспортировал 60,7 млн тонн нефти, — комментирует эксперт Института развития технологий ТЭК Кирилл Родионов. — В среднем это 170 тыс. тонн нефти в сутки, или 880 тыс. баррелей. Глобальное потребление приблизительно составляет 100 млн барр./сутки. Получается, мировой рынок потеряет 0,9% глобального суточного потребления».
Как заявил замминистра энергетики РФ Павел Сорокин, последствия аварии из-за сильного ветра и высоких волн действительно могут быть очень серьезными.
«На восстановление может уйти полтора-два месяца, — говорит он. — Это достаточно серьезные сроки. Естественно, мы бы хотели, чтобы восстановление случилось максимально быстро и последствия были устранены, потому что это влияет на российские компании, это влияет, в том числе на добычу российских компаний в регионе. Поэтому, конечно, мы здесь будем делать все возможное, чтобы устранить эти потенциально серьезные последствия».
Длительный ремонт неизбежно приведет к серьезному сбою в отгрузке нефти потребителям. Крупнейшие из них — Италия, США, КНР, Турция, Франция, Испания и т.д. При этом ситуация усугубляется тем, что управляющая компания еще месяц назад запросила у иностранных поставщиков комплектующее расходное оборудование, но его не получила.
В КТК входят компании разных стран. России в лице «Транснефти» принадлежат 24% акций консорциума, плюс 7% дочерней компании российской монополии «КТК Компани». Остальные 69% акций принадлежат компаниям из Казахстана, США (Chevron, Exxon), Нидерландов (LUKARCO), Великобритании (Shell) и Италии (ENI).
Экологический ущерб пока неизвестен, но, по предварительной оценке экспертов, превосходит тот, что был после аварии в 2021 году. В 2021 г. КТК был оштрафован Росприроднадзором почти на 5 млрд рублей за разлив под Новороссийском. Масштаб загрязнения Черного моря тогда составил 80 кв. км.