7 октября Владимир Путин подписал Указ о передаче всех прав и обязанностей участников проекта «Сахалин-1» в специально создаваемое новое российское юридическое лицо. Эта компания также получит в безвозмездное пользование и все имущество проекта, собственником которого отныне будет не иностранный оператор, а российское государство.
Доля российских участников проекта «Сахалин-1» — Сахалинморнефтегаз-Шельф и РН-Астра — остается неизменной: в новой компании они получат долю, пропорциональную количеству принадлежащих им акций «Сахалин-1» (11,5% и 8,5% соответственно). Иностранным же акционерам проекта — американской ExconMobil, японской Sodeco и индийской ONGC — дается месяц для того, чтобы подать заявку на участие в новой компании. Согласно указу президента, они также могут расчитывать на долю, пропорционально текущему владению.
Если же такие заявки не будут поданы или же будут отклонены правительством России, то оставшиеся доли подлежат продаже в течение еще четырех месяцев. Продать доли в новом обществе можно будет только российскому юридическому лицу. Одновременно с продажей правительство проведет «финансовый, экологический, технологический и иной» аудит деятельности инвестора и его персонала. Если по итогам проверки будет выявлен ущерб, то его сумму вычтут из стоимости доли акционера. А споры решать будет Арбитражный суд Москвы.
Хватит кормить ExxonMobil!
Нефтяные месторождения на северо-восточном шельфе острова Сахалин были открыты еще в 70-х годах XX в., однако тогдашний уровень технологий не позволил СССР приступить к их разработке. Ситуация изменилась в 90-х годах. В 1995-м между российским правительством и консорциумом компаний, во главе с американской ExxonMobil, одной из крупнейших нефтяных компаний мира, было заключено соглашение. В соответствии с ним, зарубежные инвесторы брали на себя все расходы по добыче сахалинской нефти. Правда, они же получали и львиную долю доходов от ее реализации. Подобный вид договоров известен как соглашение о разделе продукции (СРП).
До недавнего времени всем процессом нефтедобычи на Сахалине управляла дочерняя компания американского нефтяного гиганта ExxonMobil под названием «Эксон Нефтегаз Лимитед» (ЭНЛ). На сегодняшний день она уже не существует. 1 марта 2022 г. головная компания объявила, что прекращает свою деятельность в России. Указ В. Путина, таким образом, лишь узаконил давно сложившееся положение вещей.
Это вынужденное решение, продиктованное необходимостью возобновления бесперебойной и безопасной работы проекта и обеспечения надежного энергоснабжения жителей Хабаровского края и севера острова Сахалин.
Компания «Эксон Нефтегаз Лимитед» еще весной в одностороннем порядке объявила форс-мажор по всем контрактным обязательствам в рамках проекта «Сахалин-1», полностью отказалась от выполнения функций оператора, фактически заблокировав работу проекта. В результате были остановлены не только отгрузка нефти, но и поставка газа жителям Приморья.
Такая ситуация является неприемлемой ни для российского государства, ни для других участников проекта, включая японских и индийских партнеров проекта. Они на протяжении полугода вынуждены были мириться с простоем производственных мощностей и прямыми финансовыми потерями. Решение В. Путина позволит возобновить полноценную работу «Сахалина-1» в кратчайшие сроки.
Нет — колониальной зависимости
До подписания президентского Указа «Сахалин-1» оставался единственным проектом, реализуемым в России на основе СРП, по которому был не урегулирован вопрос участия иностранных акционеров. Ранее российским компаниям был передан контроль над двумя другим СРП-проектами — «Сахалин-2» и Харьягинское месторождение.
Подобное решение назрело давно: механизм СРП, действующий в России на протяжении нескольких десятилетий, доказал свой паразитический характер. Об этом несколько лет назад говорил и президент В. Путин: «Это колониальный договор, не имеющий абсолютно ничего общего с интересами Российской Федерации. Мне остается только сожалеть, что в начале 90-х годов российские чиновники позволяли себе такие выходки, за которые их вообще-то нужно было бы посадить в тюрьму. Исполнение этого договора вело к тому, что Россия в течение длительного периода времени позволяла эксплуатировать свои природные ресурсы и ничего не получала взамен. Просто практически ноль».
Конец Клондайку
По данным Счетной палаты, по состоянию на 2018 г. за весь период действия соглашений о разделе продукции выручка от реализации углеводородов, добытых на шельфе Сахалина в рамках СРП, составила около 160 млрд долл. При этом в бюджеты всех уровней из этой суммы поступило лишь 47 млрд, то есть менее трети.
Если бы месторождения разрабатывались на стандартных условиях, государство получило бы в 1,5 раза больше, подсчитал инвестиционный стратег ИК «Арикапитал» Сергей Суверов. «В период с 2005 г. когда был запущен “Сахалин-1”, по 2018 г. средний уровень налоговой нагрузки нефтяных компаний составлял порядка 50% (“Роснефть” — 55,2%, “Лукойл” — 48,2%, “Газпром нефть” — 49,3%), при показателе 29,4% по проектам СРП. Это свидетельствует о низкой бюджетной эффективности соглашений о разделе продукции», — говорит эксперт.
По условиям соглашений, доля России в проектах СРП составила 15% («Сахалин-1»), 10% («Сахалин-2») и 47,7% (Харьягинское месторождение). Предполагалось, что по мере окупаемости иностранных инвестиций и роста доходности проектов до намеченных уровней будет расти и доля российского государства в прибыльной продукции. На практике же оказалось, что за десятилетия работы СРП достигнуть установленной нормы прибыльности смог только Харьягинский проект. По Сахалинским же СРП указанный показатель не достиг даже минимального уровня (17,5%). Зато ожидания иностранных инвесторов более чем оправдались. Например, для ExxonMobil «Сахалин-1» стал настоящим Клондайком: по расчетам инвестиционного банка Goldman Sachs, внутренняя норма доходности проекта «Сахалин-1» превышает 20%, что значительно выше среднего показателя по 20 крупнейшим проектам компании. Доходность «Сахалин-1» для ExxonMobil в 3,2 раза выше доходности инвестиций в ее крупнейший казахстанский проект «Кашаган».
«Совокупный объем добычи с начала реализации проекта составил 147 млн тонн нефти и 33 млрд кубометров газа, соответственно выручка — порядка 84 млрд долл., из которых около 25 млрд приходится на ExxonMobil», — подсчитал Суверов. По его словам, отдача от проекта для американской компании примерно в 2,5 раза превысила затраты по проекту: при общем размере инвестиций на уровне 36 млрд долл, ExxonMobil вложил порядка 10 млрд.
За чей счет банкет?
В соглашении о разделе продукции существуют и другие подводные камни. Согласно условиям СРП, инвестор освобождается от большинства налогов, но несет все риски и издержки, связанные с реализацией проекта. При этом расходы компенсируются за счет полученной продукции, объем которой вычитается из доли государства. Получалось, что чем больше американцы тратили, тем меньше им надо было отдавать в бюджет России. В условиях слабого финансового контроля менеджеры компании — оператора зачастую не экономили ни на чем, а скорее — наоборот. Вместо закупки российских материалов, оборудования, продуктов, стоимость которых с учетом фрахта значительно ниже импортных, они все это везли из США.
Вопрос о том, что американские «партнеры» попросту транжирят российские деньги ставила и Счетная палата. По ее данным, менеджмент «Эксон Нефтегаз Лимитед» ежегодно включали в состав возмещаемых затрат расходы, не связанные с реализацией проекта. Например, на проведение корпоративов, празднование Рождества и Хэллоуина, покупку подарков и сувениров. В числе других нецелевых расходов присутствовала, например, аренда элитного жилья для иностранных топ-менеджеров в Москве. Совокупные расходы на аренду и компенсацию жилья по проектам «Сахалин-1» и «Сахалин-2» в одном только 2014 г. составили в 11,8 млн долл.
В целом же необоснованные расходы по двум проектам аудиторы Счетной палаты оценили в 36,5 млн долл. Общая сумма за 2012-2016 гг., предложенная контролирующим органом к исключению из возмещаемых затрат по проектам «Сахалин-1» и «Сахалин-2», составила 113,4 млн долл. Впрочем, это крохи по сравнению со стоимостью оборудования, которое, по условиям СРП, должно быть передано в собственность государству. В 2018 г. Счетная палата оценивала это имущество в 24,3 млрд долл.