Шведские власти наотрез отказали компании «Tetra Pak» в праве поставлять в Россию картон и краски для упаковки. Шведско-швейцарский холдинг, который упорно держится за российский рынок, ждет, пока русские научатся делать необходимые для производства пачек сока и молока компоненты.
Шведская история и истерия
Еще в конце мая концерн «Tetra Pak» обратился к шведскому правительству с просьбой разрешить ввоз в Россию красок и картона для производства упаковки. В заявлении компании сказано, что компания выпускает «семь из десяти упаковок для молока и соков, используемых в стране», и нужно разрешить экспорт сырья в Россию из гуманитарных соображений. «Сильнее всего пострадают дети», — говорится в запросе.
Но Национальный совет по вопросам торговли Швеции не согласился с доводами компании. Само решение было принято еще 3 июня, так что для России ничего не меняется: запрет на экспорт сырья для производства упаковки как действовал, так и продолжает действовать.
Ранее наш источник в одной из крупных молочных компаний рассказывал aif.ru, что российское отделение шведско-швейцарской компании испытывает сильнейшее давление. И что головную фирму «вовсю хейтят в Европе» за желание сохранить российское производство. «Tetra Pak» и швейцарская фирма «Tetra Laval», которая владеет шведской упаковочной компанией, ситуацию не комментируют.
«Tetra Pak» остается в России, говорится в комментарии ассоциации производителей молочной продукции («Союзмолоко»), в которую упаковщики тоже входят.
«Работа отделения сохраняется в прежнем режиме, — сообщили в пресс-службе ассоциации. — Производство упаковочного материала на фабрике “Tetra Pak” в Московской области и отгрузки на предприятия пищевой отрасли продолжаются».
Советская история и европейское засилье
До санкций не только почти вся упаковка для молока и сока, но и 50% картона для нее импортировалось. Российский картон зачастую не выдерживает требований по срокам хранения продукции, объясняют эксперты. В то же время перевести на стеклянную или пластиковую тару некоторые продукты невозможно из-за технологии производства. Сейчас тоже речи о переходе на стекло не идет, заверили aif.ru в «Союзмолоке».
В СССР аналогов многослойной упаковки, которую «Tetra Pak» производит из ламинированного картона и алюминиевой фольги, не было, из-за чего хранение молока, как правило, измерялось часами. Тогда как у шведов — аж четыре недели. Прежде чем пустить компанию в страну, советские технологи очень долго пытались скопировать ее технологию. Однако из-за плохой герметичности советской продукции молоко часто протекало.
В итоге советским разработчикам пришлось признать, что ни одна из фабрик СССР не способна выпустить бумагу, которая по своим параметрам соответствовала бы иностранной. Только после модернизации немецкой машины 1905 года для изготовления бумаги на фабрике Володарского стали производить более-менее пригодные для молока пакеты, далекие от западных аналогов. Поэтому сразу после падения советской власти иностранные «Tetra Pak» и «Elopak» практически монополизировали российский рынок упаковки, загнав «на обочину» 5000 отечественных производителей.
«Тетрапак» станет «русским»?
Хранить в тетрапаке то же молоко легче всего — в такой упаковке оно дольше всего (до полугода) не теряет потребительских свойств. И перевозить в таких упаковках просто — если в стеклянных бутылках весь кузов займет тонна молока, то в тетрапаке можно загрузить до 5 тонн. Одноименную многослойную технологию компания никому не продает: только рулоны и автомат, складывающий из листов упаковки, в которые заливается молоко. Но переход на российское сырье давно занимал время и умы технологов российского филиала компании.
«Алюминиевую фольгу для упаковки теперь они производят в России из нашего сырья, — рассказал aif.ru президент Союза производителей соков, воды и напитков (“Союзнапитки”) Максим Новиков. — Сейчас ведутся переговоры с нашими нефтехимиками о полимерном компоненте. Что же касается картона, то сейчас мы ожидаем, чем закончатся эксперименты на Сыктывкарском лесопромышленном заводе. Там же был запущен эксперимент по выпуску красок основного картонного слоя. Так как это для пищевой продукции, то испытания ведутся достаточно тщательные. Несколько месяцев займут тесты в лабораториях, потом придется пройти сертификацию. По нашей оценке, подготовка займет 1-2 года».