Накануне 30-летнего юбилея Пенсионного фонда (он был создан 22 декабря 1990 г.) политики вдруг заговорили о его ликвидации и предложили платить пенсии из бюджета.
«Сначала государство заморозило накопительные пенсии почти на 10 лет, потом отказалось индексировать пенсии работающим пенсионерам, в довершение всего пенсионный возраст подняли на 5 лет. И после всех этих шагов в ПФР всё равно не хватает денег на выплату пенсий, не говоря уже о том, чтобы их повысить. Из почти 8 трлн руб., необходимых для деятельности ПФР, федеральный бюджет даёт 3 трлн. И в этих деньгах уже почти 500 млрд руб. – это то, что не хватает на пенсии, – заявил глава «Справедливой России» Сергей Миронов. – Мы настаиваем на возврате к прямому финансированию пенсий из бюджета. Надо отказаться от дискредитированного страхового принципа и вернуться к государственной и солидарной природе пенсии: человек работает на благо общества, платит налоги – в благодарность государство и следующие поколения обеспечивают его старость. Мы не предлагаем свалить на бюджет одни только обязательства по выплате пенсий. Все средства ПФР и взносы, которые его формируют, надо тоже направлять в бюджет».
Следом за главным эсером о выплате пенсий из бюджета заговорил и Владимир Жириновский. «Пенсионный фонд будет упразднён, – на прошлой неделе заявил он. – Это огромное количество чиновников, помещений. И пенсии будут платить напрямую гражданам».
В чём счастье советского пенсионера?
«Мы что, соскучились по пенсионной реформе? Нам мало COVID и падающей экономики, так давайте ещё развлечёмся ликвидацией ПФР? – отреагировала на идеи политиков заслуженный экономист РФ, главный научный сотрудник Института экономики РАН Людмила Ржаницына. – В советской пенсионной системе, к которой так стремятся вернуться депутаты, было два источника. Первый и основной – это союзный бюджет. Второй – фонд социального страхования, в который шли отчисления из фонда зарплаты предприятий. Ставка была небольшой, от 4 до 12%, в зависимости от сферы деятельности. Только какой смысл возвращаться в прошлое? Тогда экономика была совсем другой, все предприятия были государственными. Советские пенсионеры получали максимум 120 руб. в месяц, но при этом чувствовали себя более счастливыми, чем нынешние. Потому что квартплата и транспорт стоили копейки, почти при каждом предприятии были ведомственные поликлиники и больницы, людям давали бесплатные путёвки в санатории. Сейчас за всё приходится платить, на одну «коммуналку» уходит полпенсии. Потому пенсии вроде бы номинально растут, каждый год индексируются (с 1 января 2021 г. у неработающих на 6,3%), но на жизнь их всё равно не хватает. Впрочем, во времена СССР тоже не все пенсионеры жили одинаково. Особенно мало получали те, кто работал в колхозах (см. инфографику)».
Пенсии для городских рабочих и служащих были введены в 1937 г., а крестьяне жили без них вплоть до 1964 г., пока не приняли закон «О пенсиях и пособиях членам колхозов». Спустя 10 лет также появились пенсии по инвалидности и потере кормильца. Количество пенсионеров тогда выросло, но бюджет мог себе это позволить: один пенсионер содержался на налоги с четырёх работников.
Пенсию назначали и выплачивали органы соцзащиты – собесы. Зависела она от заработка, который человек получал в течение года на последнем месте работы, или за любые 5 лет из последних 10 лет трудовой деятельности. Существовали также надбавки за непрерывный стаж, детей, работу на Севере, вредном производстве и др. Ещё больше в 70-е получали персональные пенсионеры: союзного значения – 250 руб., республиканского – 160 руб. и местного – 140 руб. Персональная пенсия секретаря ЦК КПСС составляла 300 руб. в месяц, кандидата в члены Политбюро ЦК КПСС – 400 руб., члена Политбюро ЦК КПСС – 500 руб. Действительные члены Академии наук СССР получали надбавку за звание в 500 руб., члены-корреспонденты – 400 руб. На особом положении были военные. Пенсии отставных офицеров в среднем в 2 раза превышали пенсии гражданских. Например, отставные офицеры армии и органов безопасности получали пенсионное жалованье в 250 руб., служащие МВД – 220 руб. Уровень пенсий высшего командного состава начинался от 300 руб. в месяц.
Но в конце 80-х в СССР начались проблемы с пенсионным обеспечением. Причины, по сути, те же, что и сегодня. Упали мировые цены на нефть, от которых зависел союзный бюджет. При этом число пенсионеров выросло с 14 млн в 1961 г. до 34 млн в 1990 г., а ставки отчислений предприятий оставались низкими. Решили их поднять, но тут развалился Союз и вообще всё изменилось. Назначение и выплату пенсий перевели из собесов в отделения ПФР, пенсионная система стала страховой. Предполагалось, что текущих взносов компаний с зарплат работающих хватит на выплаты тем, кто уже вышел на пенсию. Такая солидарность поколений. Однако жизнь показала, что без дотаций из бюджета всё равно не обойтись. Может, действительно стоит перевести взносы в бюджет и оттуда же платить пенсии?
Почему за богатых платят меньше?
«Неважно, откуда платить пенсии. Важно, где взять на них ресурсы, – считает доктор экономических наук Сергей Смирнов. – При любом раскладе – перекинем мы пенсии в бюджет или объединим все соцфонды под одну крышу (такая идея тоже обсуждается) – мы не решим главную проблему. При нынешней демографической ситуации, соотношении работающих и пенсионеров (скоро оно будет 1:1), низком уровне зарплат и отчислений чуда ждать не приходится. И вообще от ПФР в этом смысле мало что зависит. Это же чисто логистический центр, который назначает и выплачивает пенсии. Он не обладает правом законодательной инициативы. Он даже взносы теперь не собирает – этим занимается ФНС. К увеличению размера пенсий его ликвидация точно не приведёт.
Нужны другие меры. Например, повысить страховые взносы выше 22%. Ставки можно делать гибкими, в зависимости от ситуации на рынке труда. Ещё надо установить справедливую ставку для всех без исключения, в том числе для высокооплачиваемых работников (Миронов тоже это предлагает, тут я с ним абсолютно согласен). Сегодня зарплаты до 1 млн 292 тыс. руб. облагаются по ставке 22%, свыше – 10%. То есть миллионеры «недоплачивают» в ПФР 120 тыс. руб. с каждого миллиона своих доходов. Эта мера принесла бы в бюджет ПФР дополнительные средства».
«Ликвидация ПФР ничего не даст, – уверен и заведующий «Лабораторией развития пенсионной системы» Института социального анализа ВШЭ Евгений Якушев. – Сократятся административные издержки? Сильно сомневаюсь. Всё равно кому-то надо заниматься расчётом и выплатой пенсии. Если это будут делать чиновники структуры под другим названием, какого-нибудь «собеса XXI века», размер пенсии от этого не увеличится. Но будет разрушено то, что уже создано».
Пособие на бедность
«Разрушение страховой пенсионной системы может иметь очень печальные последствия, – предупреждает профессор Московского юридического университета им. Кутафина Эльвира Тучкова. – Знаете, какой будет конечная остановка такой реформы? Страховые пенсии полностью похоронят. Такие понятия, как страховой трудовой стаж работника, уровень зарплаты, дифференциация пенсий, потеряют всякое значение. Будет введена единая государственная система для нищих – то, что мы сегодня называем социальными пенсиями. То есть всем в старости выдадут из бюджета пособие на бедность. Хочешь получать больше – копи самостоятельно, ежемесячно перечисляя из своей зарплаты часть средств в виде добровольных пенсионных накоплений. Если страховую пенсию «убьют», это будет большой трагедией. И прыжком назад в развитии страны. Очень надеюсь, что мои прогнозы не сбудутся, но, увы, о таком варианте развития событий слышно всё чаще».
Кстати, о единых бюджетных пособиях в старости ещё в 2017 г. говорил ректор РАНХиГС Владимир Мау: «Можно сделать пенсию целевой и прямо сказать, что это возрастное пособие по бедности и инвалидности. Пенсию получает тот, кто заявляет, что ни семья, ни сбережения не позволяют ему жить в старости. Это тоже модель, почему нет? Я почти уверен, что лет через 20 мы к ней придём».