Куда летим?
Отрасль авиаперевозок пережила в последние годы серию кризисов. Если пандемия повлияла на нее во всем мире снижением спроса, то эффекты санкций после февраля 2022 г. создали уникальные вызовы для нашей страны. Пассажиропоток на зарубежных направлениях сократился почти в 5 раз. На юге России перестал работать ряд воздушных гаваней. Некоторые страны закрыли для наших самолетов свое воздушное пространство, что вызвало увеличение протяженности маршрутов. Добавим сюда запрет поставок гражданских самолетов и запчастей из Европы и США, проблемы с техобслуживанием и страхованием.
Несмотря на все это, отечественная отрасль авиаперевозок выстояла. Если в 2021 г. российские авиакомпании перевезли примерно 111 млн пассажиров, то в 2022 г. – около 95 млн. События 2020–2022 гг. переориентировали российских авиаперевозчиков на внутренний рынок и способствовали открытию новых внутренних маршрутов.
Вспомним: после распада СССР и до описанных событий в стране существовала довольно странная система, когда из одного областного центра в соседнюю с ним столицу субъекта федерации можно было долететь только через Москву. По итогам 2022 г. доля межрегиональных рейсов в обход Москвы составила 50 %.
Перераспределение потоков
Это заставляет по-новому взглянуть на роль российских региональных аэропортов, которые на наших глазах превращаются в новые пересадочные узлы (хабы). Такие изменения, однако, не только облегчают жизнь пассажирам, но и обостряют конкуренцию между аэропортами.
Доктор экономических наук Андрей Шаститко и кандидат экономических наук Наталья Павлова из Президентской академии провели исследования взаимоотношений Московского авиационного узла (МАУ) с аэропортом Пулково (Санкт-Петербург) и пришли к интересным выводам.
Но – по порядку. Как известно, в МАУ входит «большая тройка» аэропортов: Шереметьево, Домодедово и Внуково. В 2017 г. они обслужили 89,2 млн пассажиров. До 2016 г. эти аэропорты были приравнены к естественным монополиям, и цены на их услуги регулировала Федеральная антимонопольная служба. Собственно говоря, таким же образом ФАС традиционно поступала и с другими российскими аэропортами. Это относится и к аэропорту Пулково, одному из самых загруженных в Европе. В 2023 г через него прибыло и убыло 20,4 млн пассажиров.
Что же произошло в 2016 г.? Дело в том, что, если конкурентная среда признается достаточно развитой для обеспечения эффективного рыночного ценообразования, в соответствие с российским законодательством существует также практика отмены регулирования. Именно так и произошло в начале 2016 г.
Обходной маршрут
Напрашивается вывод: если один участник рынка устанавливает цены на свои услуги самостоятельно, а за другого их регулирует государство, первый будет обладать явным преимуществом. Чтобы проверить это предположение, в интересах исследователей специализированная организация провела социологический опрос. В качестве респондентов были выбраны пассажиры, которые пользовались услугами аэропортов Пулково и МАУ в 2019–2023 гг.
Согласно результатам опроса, из 401 респондента при повышении цены на перелет между регионами с пересадкой в Санкт-Петербурге, только 14 % все равно купили бы такой билет. Маршрут в обход Северной столицы предпочли бы 78 %. Иными словами, пассажиры демонстрируют высокую готовность к переключению с аэропорта Пулково на другие варианты маршрута, в том числе через МАУ. Это обстоятельство указывает на наличие конкурентного давления со стороны «москвичей».
Поровну или по-честному?
Полученные данные, по мнению исследователей, говорят о том, что в стране назрело честное и компетентное обсуждение вопроса о конкурентной среде применительно к крупным региональным аэропортам. Которые в результате вполне могут привести к изменению государственной политики в области ценового регулирования тарифов.
Как утверждают авторы работы, очевидный кандидат для переоценки – аэропорт Пулково. Это обусловлено следующими факторами:
- расположение в городе федерального значения, втором по численности населения в России;
- расположение в крупном туристическом центре;
- географическая близость к МАУ, чьи тарифы уже дерегулированы;
- опыт отмены регулирования тарифов по маршруту Санкт-Петербург – Москва в 2020 г.
Относительно последнего пункта стоит добавить, что тогда же под отмену регулирования попали и тарифы на международных маршруты, но сейчас этот опыт уже не слишком актуален.
Еще больше исследований на самые актуальные темы в телеграм-канале Президентской академии @ranepa_science