Реализация проекта «Турецкий поток», призванного исключить роль Украины как транзитёра российского газа в Европу, похоже, затягивается. РФ и Турция, по территории которой должен пойти газопровод до границы с Грецией, никак не могут договориться о скидке на топливо. По информации СМИ, она должна составить 10,25%, однако Москва не торопится предоставлять Анкаре дисконт. Турция, в свою очередь, грозит России арбитражем, если вопрос со скидкой не будет решён как можно быстрее.
К трудностям с турецкой стороной добавилось ещё и то, что РФ разорвала контракт с укладчиком труб газопровода.
Сложности на поток
«Газпром» расторг соглашение с итальянской компанией Saipem — одним из главных подрядчиков «Турецкого потока». Контракт с Saipem был заключён ещё в рамках предшествующего «Турецкому потоку» газопровода «Южный поток».
Решение о прекращении сотрудничества с итальянским укладчиком труб объясняется «невозможностью достичь соглашения по многим рабочим и коммерческим вопросам реализации проекта «Турецкий поток», отмечается в сообщении оператора строительства South Stream.
Напомним, решение о строительстве «Турецкого потока» Россия приняла после продолжительного торпедирования проекта «Южный поток» со стороны Еврокомиссии. После введения в эксплуатацию «ЮП» украинский транзит российского газа должен был быть сведён к нолю, но в ЕС сочли, что реализация данного проекта противоречит нормам европейского законодательства, а именно Третьего энергетического пакета, согласно которому одна и та же компания (а именно «Газпром») не имеет права одновременно осуществлять транспортировку газа и заниматься поставками топлива. Иными словами, законы ЕС предполагают разделение поставщиков газа с транспортными и распределительными компаниями.
Согласно первоначальным планам, география «Южного потока» начиналась в России, проходила через Болгарию, Сербию, Венгрию, Словению и заканчивалась в Италии с отводами в Хорватию. «Турецкий поток» должен пройти по дну Чёрного моря до Турции, затем по её территории до границы с Грецией, а дальше в Македонию, Сербию, Венгрию и, наконец, в Австрию, где находится важнейший газовый хаб Старого Света — Баумгартен. Если в рамках «Южного потока» за инфраструктуру, проходящую по суше, отвечала РФ, то в «Турецком потоке» решать вопрос с поставками топлива на турецкой границе предстоит заинтересованным сторонам, то есть европейским покупателям российского газа.
Завершением строительства газопровода мощностью 60 млрд кубометров принято считать 2020 год, как раз к этому времени истекает транзитный контракт с Украиной. Однако на данный момент «Турецкий поток» находится на самой начальной стадии своей реализации: пока что сторонам удалось только согласовать маршрут газопровода, также Анкара выдала Москве разрешение на инженерные изыскания по морскому участку «Турецкого потока». На этом договорённости заканчиваются. Усложняет ситуацию отсутствие компромисса между «Газпромом» и турецкой Botas в вопросе стоимости поставляемого топлива, из-за чего строительство трубопровода может быть отложено.
Теперь к спору о цене газа добавилась потеря укладчика Saipem. В прошлом году российская сторона законтрактовала у итальянской компании два судна-трубоукладчика, одно из которых недавно встало на рейд недалеко от Анапы, откуда и должно стартовать строительство «Турецкого потока».
Вместе с тем, по информации South Stream, продолжаются другие работы по газопроводу: оператор готовится к переговорам с новыми подрядчиками.
Газопровод нон-грата
Отсутствие каких-либо официальных договорённостей с Турцией и неопределённость с подрядчиками сводит к нулю перспективы «Турецкого потока», признают эксперты.
«Россия планировала запустить «Турецкий поток» в конце четвёртого квартала 2016 года, но похоже, что эти планы малоосуществимы. Переговоры России и Турции о стоимости газа напоминают ситуацию с проектом «Сила Сибири», по которому магистральный газопровод будет осуществлять поставки газа в страны АТР из Якутии. Не все результаты переговоров с китайцами стали достоянием общественности. Нам неизвестна конечная стоимость газа, по которой РФ будет продавать энергоноситель Поднебесной, но обозначена довольно низкая цена 30-летнего контракта между Газпромом и КННК (Китайской национальной нефтегазовой корпорацией) в 400 млрд долларов. Вполне вероятно, что Турции стали известны нюансы и детали российского контракта с КНР и её правительство попыталось добиться выгодной для себя цены. Падение мировых цен на энергоносители по сравнению с прошлым годом сузило коридор допустимых понижений цены на газ. России сложно сохранить рентабельность своего газового коммерческого проекта по тем ценам, которые устраивают турецкую сторону», — объясняет к. э. н. первый вице-президент общероссийской общественной организации «Российский клуб финансовых директоров» Тамара Касьянова.
Что касается расторгнутого с итальянской Saipem контракта, компания может потребовать от «Газпрома» компенсации за простой своего судна, и российской стороне будет сложно проигнорировать это требование. По подсчётам «Интерфакса», полугодовой простой судна обойдётся РФ в 300 млн долларов.
«Эта претензия частной коммерческой компании, и политическими инструментами урегулировать выплату будет невозможно. В данной ситуации дешевле и оперативнее было бы урегулировать стоимость газа с Украиной, ведь для этого не нужно строить магистральной газопровод, протяжённостью в тысячи километров, создавать инфраструктуру специально под него, искать подрядчиков, которые смогут осуществить прокладку ниток газопровода по морскому дну», — рассуждает Касьянова.
На этой неделе украинские власти заявили, что их страну будет сложно лишить транзита российского газа в ЕС. Как заявил глава «Нафтогаза» Андрей Коболев, в полном объёме «Турецкий поток» реализован не будет. Последние заявления РФ свидетельствуют о том, что ей «будет тяжело транспортировать газ без Украины», считает Коболев. Аналогичной точки зрения придерживается президент Незалежной Пётр Порошенко. По его мнению, транзит топлива через его государство продолжится после 2019 года. «Ибо альтернативы этому нет», — уверен Порошенко. Проблема для Москвы заключается в том, что контракты на поставку российского газа именно через Украину в ЕС истекают после того, как истекает сам контракт о транзите с Киевом. И досрочное расторжение этих соглашений для РФ чревато выплатой неустоек европейских потребителям.
Стоит отметить, что в завершении строительства «Турецкого потока» не заинтересованы США и не то чтобы очень заинтересованы в ЕС. Со стороны американских и европейских политиков не раз звучали негативные высказывания в адрес российского проекта. Незаинтересованность Европы в «Турецком потоке», кстати, объясняется не только поддержкой Украины. Дело в том, что вот-вот на энергетический рынок ЕС выйдет Иран. Также замаячили шансы на отмену ограничений на экспорт газа из США. В перспективе топливо из этих стран может снизить долю РФ в энергетическом балансе Старого Света.