По количеству прямых иностранных инвестиций в проекты «с нуля» столица опережает Пекин и Барселону и соперничает с Нью-Йорком. Здесь вопреки общероссийской тенденции растёт число индивидуальных предпринимателей и количество выданных патентов на изобретения. А столичному бюджету удаётся сохранять высокий уровень социальных расходов и помогать нуждающимся адресной помощью. Какие решения за последние пять лет обеспечили устойчивое и успешное экономическое развитие российской столицы?
Бизнес без нагрузки
Одним из главных инструментов стимулирования экономического развития в 2011-2015 гг. стало снижение административной нагрузки на бизнес. В конце 2010 г. правительством Москвы был проведён мониторинг качества госуслуг. Он показал, что система их предоставления характеризовалась низким качеством, наличием избыточных административных барьеров, непрозрачностью процедур, коррумпированностью. Поэтому начиная с 2011 г. её постепенно модернизировали. А с 2014 г. город приступил к переводу госуслуг в электронный вид.
Что это даёт? Снижаются издержки бизнеса на разъезды по инстанциям. Но главное - уходит соблазн коррупции. Ведь заявители и чиновники физически не пересекаются. На сегодня полностью в электронный вид переведены 10 услуг в сфере земельных отношений (например, предоставление участка в собственность), 12 услуг в сфере строительства (например, выдача разрешений на возведение объекта), подача заявок на торговлю на ярмарках выходного дня.
Другой немаловажный инструмент стимулирования бизнеса - грамотная налоговая политика. Проведена кардинальная реформа имущественного налогообложения в городе. С 1 января 2014 г. для исчисления налога на имущество организаций в отношении торговых и офисных объектов используется их кадастровая стоимость, которая наиболее приближена к рыночной. Это подстёгивает собственников вовлекать здания в оборот и предлагать их в аренду по низким ценам. Бюджет города с этого получает дополнительные средства. По предварительным данным, в 2015 г. они могут составить около 30 млрд руб.
Налоговая политика Москвы направлена на выравнивание условий ведения бизнеса и честную конкуренцию. Приняты льготы для малого бизнеса, организаций, занимающихся медицинской, образовательной или научной деятельностью, заводоуправлений, спортивных объектов и гостиниц.
С целью поддержки начинающего малого бизнеса в 2015 г. установлены налоговые каникулы (освобождение от уплаты налога на 2 года) для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощённую или патентную систему налогообложения. Кстати, последняя действует в Москве для 65 видов предпринимательской деятельности. Патент позволяет работать без контрольно-кассовой техники, бухгалтера, деклараций и свести общение предпринимателя с налоговыми органами к 1 разу в год. Неудивительно, что за I полугодие 2015 г. было приобретено 22 306 патентов - в 2,5 раза больше, чем в 2012 г. Кроме того, запущен реальный процесс выкупа помещений, арендуемых малым бизнесом. До 2010 г. реализовать это право на выкуп было практически невозможно.
Если говорить о более крупном бизнесе, важно отметить, что новая промышленная политика Москвы нацелена на развитие высокотехнологичного экологически чистого инновационного производства. За последние 5 лет в городе создано 422 инновационных предприятия, имеющих заявки на международные патенты.
Магнит для инвестиций
Для бурного экономического роста (помимо снятия административных барьеров для бизнеса и внятной налоговой политики) нужны ещё и вложения. И правительство Москвы делает всё, чтобы их поток в столицу только увеличивался. В 2014 г. объём инвестиций в основной капитал достиг 1477 млрд руб., или 10,9% от общего объёма вложений в основной капитал в России. Рост инвестиций составил 52,2%, что вывело Москву на первое место по данному показателю в стране. Российская столица привлекательна и для иностранных инвесторов: по количеству прямых иностранных капиталовложений в проекты «с нуля» она занимает 8-е место в мире среди городских агломераций.
Чем же завлекают средства? В 2013 г. впервые создана единая коммуникационная площадка для предпринимателей - Инвестиционный портал города Москвы, обеспечивающий прямую связь с руководством города через личный кабинет инвестора. Благодаря этому ресурсу увеличилось количество обращений от бизнесменов за содействием и консультациями: 300 просьб поступило за I полугодие 2015 г.
Активно развивается в Москве государственно-частное партнёрство. Руководству города удалось привлечь капиталы в социально значимые сферы - транспорт, здравоохранение и образование. В рамках такого сотрудничества запущено строительство первой платной дороги - северного дублёра Кутузовского проспекта. Сумма контракта с частным инвестором - более 40 млрд руб.
В 2013 г. был создан штаб по вовлечению в хозяйственный оборот невостребованных столичных активов. Впервые привлекаются частные инвестиции к участию в реализации городских проектов. Таким образом стимулируется активное и эффективное использование имущества Москвы и обеспечивается развитие ранее незадействованных территорий.
Формируя инвестиционную политику, столичный градоначальник и его команда вынуждены исправлять ошибки прошлых лет. До 2010 г. было заключено большое количество инвестиционных контрактов, по итогам которых город взял бы на себя только убытки, а инвестор - только прибыль. От таких соглашений столица отказывается.
Секреты бюджета
Стабильная и предсказуемая бюджетная политика - это тоже один из инструментов стимулирования экономического развития. Московским властям даже в эти непростые для страны времена удалось сохранить статьи расходов бюджета, направленные на развитие города, предусмотреть в казне средства на адресную инвестиционную программу. При этом соцрасходы не пострадали. В приоритете - безусловное выполнение принятых социальных обязательств перед населением. И обязательства эти высокие. Москва занимает лидирующие позиции среди субъектов РФ по уровню расходов казны на душу населения. В 2014 г. этот показатель составил 132,3 тыс. руб. на человека, уступив лишь регионам, расположенным на северных территориях. На выполнение обязательств перед москвичами тратится более 50% бюджета.
Каким образом столице удаётся совместить большие соцрасходы и развитие?
Главный секрет - эффективное использование средств. Москва стала одним из первых субъектов РФ, перешедших на программно-целевой принцип формирования бюджета. Он формируется на основе государственных программ: уже в 2012 г. их доля в общем объёме расходов казны составила 90%.
Подобное целевое использование бюджетных средств позволяет привлекать на каждый рубль городского бюджета дополнительный рубль из внебюджетных источников. А значит, в программах работают не только городские деньги, но и средства частных инвесторов, а также средства государственных внебюджетных фондов.
Увеличить поступления в казну Москва смогла за счёт уже описанных механизмов по снятию нагрузки на бизнес и грамотной налоговой политики. Бизнес начал выходить из тени и делать отчисления в столичный бюджет. Кстати, каждый москвич может узнать, сколько город зарабатывает и тратит на развитие из казны. Эта информация представлена на сайте «Открытый бюджет».
Новые решения
Стабильный бюджет, справедливые налоги, создание благоприятного инвестиционного и делового климата - основные, но не единственные кирпичики успеха в прочном экономическом фундаменте российской столицы. Эти направления работы усиливаются рядом других важных решений в политике правительства Москвы. Расскажем о некоторых из них.
Честные закупки
В Москве впервые установлен городской региональный стандарт закупок. С 2013 г. город формирует требования к закупкам определённых товаров, работ, услуг, одинаковые для всех. Разработаны стандарты техзаданий, контрактов, критериев оценки заявок участников. Это позволяет сделать осуществляемые госзакупки прозрачными, предотвращать коррупцию, так как возможность формирования заказчиками требований под конкретного поставщика теперь исключена. Кроме того, стандарты способствуют повышению конкуренции в сфере госзакупок: за последние два года количество участников торгов выросло в два раза - с 4 до 8 заявок. Также для повышения конкуренции и прозрачности в 2013 г. в Москве был открыт портал поставщиков. На сегодняшний день он является одним из самых динамично развивающихся ресурсов столицы. Благодаря порталу число представителей малого и среднего бизнеса, привлечённых к исполнению госзаказа, увеличилось с 458 до без малого 22,5 тыс. человек, а эффективность бюджетных расходов серьёзно повысилась. На сегодняшний день на нём опубликовано 1,3 млн оферт, зарегистрировано 35 тыс. поставщиков, заключено 620 тыс. контрактов на сумму 42,5 млрд руб.
Порядок в торговле
Москва - крупнейший потребитель продовольствия в стране. Ежегодно город съедает свыше 12 млн тонн продуктов. В рамках программы импортозамещения в столице по-новому подходят к организации и проведению ярмарок выходного дня. Российским фермерам предоставляются бесплатные торговые места. В 2015 г. их стало 3,8 тыс. на 109 ярмарочных площадях.
Для поддержки отечественных сельхозпроизводителей в Москве создан первый в России агрокластер - оптово-продовольственный центр ФУД СИТИ. Его мощность составляет порядка 700 тыс. тонн продовольствия в год, что позволит на четверть обеспечить потребности города в свежих овощах, фруктах, мясе, рыбе.
Антикризисные действия правительства Москвы, направленные на снижение негативного влияния экономических санкций, расширение круга поставщиков, позволили сдержать рост цен на продукты и предотвратить продовольственную инфляцию в конце 2014 и начале 2015 г.
Надзор за монополиями
Правительство Москвы проводит политику жёсткого ограничения расходов издер-жек компаний-монополистов, добиваясь повышения эффективности их деятельности. Такая работа в 2013-2014 гг. позволила снизить нагрузку на потребителей примерно на 70 млрд руб. Действия московских властей по сдерживанию тарифов на ЖКУ в конечном счёте благоприятно сказались и на благосостоянии москвичей, и на качестве предпринимательской среды.
Имущество под контролем
Эффективность использования городского имущества тоже вносит серьёзный вклад в развитие экономики. Доходы от него ежегодно растут. Московские власти успешно используют этот актив и для поддержки бизнеса, предоставляя свободные площади по льготным ставкам аренды малым предприятиям, которые занимаются приоритетными для российской столицы видами деятельности. При этом от непрофильных активов мегаполис избавляется: от их продажи в казну поступило 315 млрд руб. Реализация имущества осуществляется на Единой торговой площадке правительства Москвы, и торги проводятся в электронной форме. В настоящее время на продажу выставлены 1460 объектов.