Российские авиакомпании успели сделать солидные запасы запчастей для самолетов иностранного производства, прежде всего — Boeing и Airbus, до того как им перекрыли официальные каналы поставок. Об этом aif.ru сообщил первый зампред комитета Госдумы по обороне Алексей Журавлев. Сейчас же склады, по его мнению, пополняют неоригинальными запчастями, которые уже давно производят в Китае, в том числе для собственных нужд.
«На неоригинальную запчасть нужно всего лишь получить одобрительное письмо, которое подтвердит ее идентичность и соответствие требованиям, — добавил Журавлев. — Будут производиться аналоги иностранных компонентов и на российских предприятиях, подготовительные работы уже идут».
О том, что требования по безопасности перелетов в России остаются на таком же высоком уровне, в эфире телеканала «Россия 1» заявил глава Минтранса Виталий Савельев. По словам министра, сейчас обслуживание самолетов авиакомпании проводят с использованием сертифицированных запчастей и расходных материалов, «мы ничего на коленке не делаем».
«Можно предположить, что перевозчики и обслуживающие их организации решают эти вопросы таким образом, чтобы не снижать степень безопасности», — считают аналитики «Альфа-Капитал». Однако официальной статистики нет, и по поводу техобслуживания летающих в России самолетов возможны лишь предположения, оговариваются они.
«Запасы деталей нужны и для сельхозтехники, но в данном случае импортозамещение работает в большом количестве случаев, — уточняют эксперты. — Есть смысл постепенно инвестировать в производственные компании, которые располагают оборудованием и технологиями для производства мелких и средних деталей. Их можно было бы применять на начальном этапе. К вопросу с сертифицированием подойти сложнее, потому что мировая документация пересмотру не подлежит».
В других отраслях проблема не стоит так остро, как в авиации, и в том же автопроме такие схемы использовали еще до введения антироссийских санкций, в каждом сервисе могли предложить на выбор оригинальную запчасть или ее реплику подешевле, соглашается Журавлев. Раньше аналоги значительно уступали по качеству «родной» детали, но с каждым годом этот разрыв сокращался, и сейчас во многих случаях отличий практически не осталось.
«В нефтяной промышленности, скажем, в 2014 году импортного оборудования было не меньше 60%, а к 2022 году — уже всего 40%, и производство его продолжают переносить в Россию, при этом речь идет и об отечественных запчастях, и о технологиях, что в данной ситуации гораздо важнее», — заключил депутат.