Примерное время чтения: 7 минут
373

Цифровые шедевры. Как токены спасают экономику культурного наследия?

Сюжет Восточный экономический форум-2023

«Интеррос» и Эрмитаж запустили пилотный проект по выпуску NFT-токенов на предметы искусства. По мысли создателей проекта, «Цифровое искусство» будет использовать современные блокчейн-технологии для сохранения, реставрации и продвижения культурного наследия России.

Спасение культурного наследия

Россия — страна огромного культурного наследия. По данным Минкультуры по итогам прошлого года, в РФ зарегистрировано почти 100 000 объектов культурного наследия, 16 079 из которых федерального значения, 79 743 — регионального и 3 888 — муниципального. И это речь идет только о крупных объектах — достопримечательностях, памятниках, архитектурных ансамблях — без учета огромных запасов произведений в запасниках галерей и музеев.

Объекты культурного наследия и произведения искусства, конечно, требуют больших денег на их поддержание в надлежащем состоянии. Только в 2022 году на работы по сохранению культурного наследия было выделено почти 50 млрд руб. В основном это государственные деньги, однако около 15%, или 6,5 млрд, приходятся на частные структуры.

Денег на все реставрационные работы не хватает. В 2022-м в стране провели консервацию 50 объектов в аварийном или руинированном состоянии, отчитывались в Минкультуры. В 2023-м власти планируют законсервировать еще 75 объектов.

Однако в мире начинает развиваться тренд на токенизацию культурных ценностей, с приходом которой такие вложения в искусство становятся не просто благотворительностью, а инвестицией. Речь идет о продаже токенов на частичное владение шедеврами, их цифровыми копиями или передаче цифровых предметов искусства жертвователям, деньги которых пойдут на реставрацию физических объектов. Первый такой проект в России начали осуществлять Эрмитаж, блокчейн-платформа «Атомайз» и компания «Интеррос».

Фото: «Росконгресс»

Скрытые тайны искусства

Презентация проекта «Цифровое искусство» состоялась 11 сентября во Владивостоке на полях VIII Восточного экономического форума.

«Интеррос» инициирует создание и выпуск цифровых финансовых активов в формате невозвратных токенов, в которых найдет отражение процесс реставрации произведений искусства. Средства от реализации токенов будут направлены на реставрацию новых произведений из коллекции Государственного Эрмитажа. Таким образом, приобретатели токенов получат возможность не просто пожертвовать свои средства на сохранение российского и мирового культурного наследия, но и стать обладателями оцифрованных прав на продукт, созданный в процессе реставрации, отмечают в «Интеррос».

«Для токенов мы выбрали три фрески школы Рафаэля, которые реставрировались в Эрмитаже, — рассказал в ходе презентации проекта директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский. — В процессе выяснилось, что эти росписи подновлялись и переделывались под вкусы последующих эпох. Поздние записи скрывали замечательные фрески учеников Рафаэля: теперь всё это заиграло, они снова прекрасны. Промежуточные состояния фресок, которые фиксируются только на этапах реставрации и затем исчезают, — это сама по себе замечательная история. В этом и смысл NFT — сделать уникальное, чего не было и уже не будет».

«Пример фрески с Венерой, завязывающей сандалии, показывает нам, что каждый предмет искусства скрывает множество загадок, — рассказывает член-корреспондент российской академии художеств Кирилл Гаврилин. — Сканирование этого произведения показало, что поздняя запись XIX столетия перекрывает авторский красочный слой XVI века эпохи Возрождения, относящийся к эпохе Рафаэля, его учеников и последователей. И тогда сюжет на фреске выглядел иначе — Венера уколола ножку шипом розы».

Такое послойное исследование и восстановление слоя каждой эпохи в цифровом формате представляет особенный интерес, потому что во время создания предмета искусства менялись политические обстоятельства, замыслы художников, программа заказчика, отмечает Гаврилин. «И это превращается в бесконечную историю, интересную для наших современников, которая раскрывает нам какие-то тайны», — говорит он.

По словам Гаврилина, NFT-технологиями музеи пытаются решить сразу несколько задач. Во-первых, повысить доходы. Во-вторых, расширить аудиторию. Особенно музеи заинтересованы в молодой аудитории в русле политики десакрализации музея, который должен резко расширить свои границы и стать более доступной и менее элитарной институцией.

Фото: «Росконгресс»

Полноценная реставрация предметов искусства — это очень дорогостоящее предприятие. Иногда реставрация шедевра длится годами. И дело не в расторопности реставраторов. Дело в бюджетах, потому что гигантские бюджеты уходят на исследовательские работы, в том числе с применением цифровых технологий. Гигантские бюджеты уходят на редкие аутентичные материалы, производственные работы в реставрационной сфере. «Все крупные реставрационные работы в международном формате, как правило, поддерживаются крупным бизнесом. И мы очень рады, что в России появляются такие примеры, как сотрудничество „Интерроса“ и „Эрмитажа“», — говорит Кирилл Гаврилин.

Создатели проекта отмечают — все покупатели токенов получат членство в создаваемом при Государственном Эрмитаже «Клубе цифровых меценатов».

«Мы абсолютно уверены в том, что развиваемые „Интерросом“ высокотехнологичные направления, в частности блокчейн и связанные с ним возможности, могут найти свое применение не только в бизнесе, но и в таких сферах, как наука, культура и благотворительность, — заявил генеральный директор компании „Интеррос“ Сергей Батехин. — Мы рады тому, что в партнерстве с Росбанком и компанией Atomyze нам удалось дать старт новому проекту, который создаст принципиально новые инструменты менеджмента культурного наследия страны и станет продолжением стратегии „Интерроса“ и его основателя Владимира Потанина, направленной на развитие бизнеса во благо общества».

«Рынок ЦФА — один из самых молодых в России, но уже сейчас есть динамика, все больше операторов информационных систем добавляют в реестр. И вместе с этим растет поле применения ЦФА — от цифровых квадратных метров до корпоративных программ, как наша для „Норникеля“. Проникновение ЦФА в сферу культуры и искусства было лишь вопросом времени. Не сомневаюсь, что токены на предметы искусства имеют такой же большой потенциал, как ЦФА на долговые обязательства или металлы. Такие токены могут открыть новый рынок как для авторов произведений искусства, так и для его истинных ценителей. Главное здесь — обеспечить полную гарантию прозрачности и удобства, а в этом смысле блокчейн незаменим», — добавил генеральный директор компании «Цифровые активы» Максим Трофимов.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах