Что за самолеты за 1,8 трлн рублей хотят построить в России?
Почти 2 триллиона рублей могут вложить в гражданское авиастроение в России. Министерство промышленности и торговли подготовило план вывода на рынок и поддержки продаж российских самолетов, пишет «Коммерсантъ». 1,6 триллиона рублей, как ожидается, должен выделить Фонд национального благосостояния, 244 миллиарда рублей предполагается выделить из бюджета (79,48 миллиардов уже предусмотрены в казне).
Как рассчитывают в Минпромторге, новые заказы на самолеты доведут загрузку гражданского авиастроения до 90%. Выпуск новых лайнеров поможет авиаперевозчикам с государственным участием нарастить парк за счет самолетов отечественного производства.
К концу 2022 года планируется выпускать по 36 самолетов МС-21 в год. В декабре 2023 года должна пройти сертификация самолетов в Европейском агентстве авиационной безопасности. К концу 2027 года предприятие «Иркут» (крупнейшая авиастроительная компания страны) должно производить вдвое больше самолетов — 72 в год.
Кроме того, в ведомстве собираются развивать продажи воздушных судов Ил-114, МС-21 и ЛМС-901 («Байкал»), Сухой Суперджет (100), L-410 и пять типов вертолетов.
Авиаэксперты называют проект Минпромторга слишком амбициозным. Дело в том, что отечественный авиарынок не нуждается в таком количестве новых самолетов: из-за пандемии коронавируса и все еще действующих ограничений гражданские перевозки несут убытки. Та же ситуация и с иностранными авиакомпаниями — выйти с произведенными в России воздушными судами на внешние рынки будет трудно.
Кроме того, как говорит старший научный сотрудник Института экономики транспорта ВШЭ Андрей Крамаренко, машиностроительные мощности не рассчитаны на предусмотренную проектом производительность. Так, на «Иркуте» можно выпускать по 36 самолетов в год, но для запуска второй очереди нужно время, а еще спрос, которого пока нет.
Кстати, полгода назад министр промышленности и торговли Денис Мантуров в интервью РБК делился, что запустив производство самолета Сухой Суперджет, Россия погналась за количеством поставок, но не создала за границей сервисные центры, из-за чего зарубежные авиаперевозчики отказываются от использования российского судна.
«Не был сформирован опыт по сервисному обслуживанию. Мы погнались за количеством. В первые годы производства Sukhoi Superjet вышли на масштаб (почти в) 40 самолетов (в год)», — рассказывал Мантуров.
Кроме того, в России «не обеспечили производство ни длинноцикловых запчастей, ни логистических складов, а также не сформировали цепочки сервисных центров на зарубежных рынках, куда мы начали поставлять свою технику», добавлял министр.