Примерное время чтения: 4 минуты
4396

Ценовой пузырь. Почему мыло стало одним из самых подорожавших товаров

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 7. Как не попасть в ловушки корыстных банковских менеджеров и финансовых мошенников 15/02/2023

Мы уже начали свыкаться с ростом цен на импортные товары. Нам популярно объяснили про нарушенные логистические цепочки и падение курса рубля. И мы уже знаем, что в наш «тревожный набор» входят гречка, сахар, соль и спички, поэтому они в кризисные периоды дорожают на волне ажиотажного спроса. Но как могло обычное туалетное мыло занять третье место в списке самых подорожавших товаров в 2022 году!? По данным Росстата, его стоимость выросла на 44,2%! Если и это тоже импорт, то куда делись заводы и фабрики, которые во времена СССР без труда обеспечивали выпуск продукции из расчета 3,6 кг мыла на человека в год (сейчас санитарная норма — 1,5 кг)? «Заводы на месте, — успокаивает председатель правления Российской парфюмерно-косметической ассоциации Татьяна Пучкова. — В России устойчиво работают несколько крупных производителей твердого туалетного мыла, например, «Невская косметика», «Весна» (Самара), «Свобода» (Москва), НМЖК, «ЗетТек» и прочие».

Отечественные мыловары не просто работают, но еще и экспортируют свою продукцию. В 2022 году в России было выпущено 68,7 тыс. тонн твердого туалетного мыла (что на 28% больше предыдущего года), из них продано в Казахстан и Белоруссию примерно по 2 тыс. тонн каждой стране, а всего география внешних поставок насчитывает 50 государств, в том числе таких далеких, как Япония, Куба или ОАЭ. Но при этом мы еще и закупаем 42-45 тыс. тонн в год, вот эта импортная составляющая нашего рынка и тянет средние цены вверх. «Основные поставщики дорогих сортов туалетного мыла — Италия и Франция, — поясняет Татьяна Пучкова. — Массовый продукт поставляют Турция и Польша. Начало СВО принципиально поменяло логистику этих поставок, что также увеличило стоимость импортного туалетного мыла». 

Внутреннее производство

Но винить во всем импорт не стоит. У российских производителей тоже нет никаких шансов удержать цены в узде, ведь они вынуждены закупать много иностранных компонентов. «В массовом промышленном производстве туалетного мыла обычно используют смесь масел, состоящую на 80% из пальмового и на 20% из кокосового, — говорит главред журнала и интернет-портала косметической промышленности «Сырье и упаковка» Светлана Галкина. — Это самое доступное и массовое сырьё для качественного твердого туалетного мыла. Изредка используются синтетические жирные кислоты, производство которых в нашей стране слабо развито. Ещё одним важным компонентом мыла является отдушка, отвечающая за аромат. Все эти компоненты импортные, цены на них возросли из-за курса валют и многократно подорожавшей логистики. Ряд производителей мыла старается упростить свой производственный процесс и закупает уже готовую мыльную стружку. Но и она состоит из тех же компонентов и, соответственно, подорожала. Так, в марте 2022 года цена на нее поднялась на 75%, если сравнивать сегодняшнюю стоимость с январем 2022, то рост — 35%. А доля стружки в цене мыла — 70%».

В довершение к всем бедам еще подвела конъектура международных рынков на сырье. «В 2021-м в мире в два раза подскочили цены на ряд растительных масел, в том числе пальмовое и кокосовое, — сетует Татьяна Пучкова. — Именно эти масла используются для производства практически всех сортов туалетного мыла. Соответственно, возросла производственная себестоимость этого продукта, вне зависимости от того, производится мыло в России или за рубежом».

Незаменимый импорт

С учетом всех факторов еще удивительно, как мыло не подорожало в разы. И провести импортозамещение в мыловаренной отрасли вряд ли получится — пальмы расти у нас не начнут, перейти на другое, собственное сырье в ближайшее время не представляется возможным. «Животные жиры, которые представлены у нас, — изначально более дорогой компонент, — объясняет Светлана Галкина. — Кроме того, он требует тщательной дорогой переработки и очистки для обеспечения привычного потребителю качества товара. Более того, при их использовании требуется более высокий ввод отдушки». Татьяна Пучкова также не дает повода для оптимизма: «В основном производство у нас выстроено на мыльной стружке, импортируемой из Малайзии. Поскольку своего пальмового масла в России нет, сейчас химические предприятия пытаются получить аналогичное сырье на основе соевого или рапсового масла, но процесс это долгий».

Заходя в магазин за бруском душистого мыла, нам остается только надеяться, что взбесившиеся цены остановятся на достигнутых уровнях и не продолжат свой галоп дальше, а рассчитывать на снижение стоимости не приходится.

Оцените материал
Оставить комментарий (2)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах