В некоторых регионах России отмечается повышение стоимости и снижение доступности бензина и дизельного топлива. Страдают не только жители южных территорий, где идет уборочная кампания, но и транспортно-логистические компании в Сибири. Эксперты aif.ru раскрыли причины подорожания топлива и объяснили, как это скажется на ценах в магазинах.
От Крыма до Новосибирска
Повышенная стоимость бензина и его дефицит на АЗС ощутили жители Астраханской, Волгоградской, Рязанской и Новосибирской областей, Калмыкии и Крыма.
В Астрахани больше недели на АЗС «Газпром» полностью отсутствует бензин марки АИ-92 и АИ-95. Астраханский газоперерабатывающий завод с 9 августа находится на ремонте. По информации из собственных источников, в процессе запуска возникла непредвиденная ситуация, и срок ремонта продлили. Устранить проблемы планируют только к началу сентября.
Дефицит АИ-95 испытывают уже и жители Волгоградской области. Среди автомобилистов региона зреет паника — на ряде АЗС водители не смогли заправить свои авто. В комитете промышленной политики, торговли и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области корреспонденту vlg.aif.ru рассказали, что перераспределение поставок горючего на АЗС связано с ремонтом Астраханского газоперерабатывающего комплекса. Чтобы как можно скорее урегулировать ситуацию, предпринимаются меры по увеличению количества бензовозов.
На нехватку дизельного топлива жалуются аграрии Рязанской области. Все запасы, которые накопили для того, чтобы вести уборочные кампании, уже подошли к концу. В районных центрах корреспонденту aif.ru подтвердили, что «сбои в поставках были», но проблема решается в ручном режиме через минсельхоз региона. «Пик был пару недель назад. Сейчас остроты нет, но сказать, что все хорошо, вроде как тоже нельзя», — сообщили в пресс-службе администрации Скопинского района.
По данным аналитического центра «Водители России», нехватка топлива не похожа на ежегодную сезонную ситуацию, которая повторяется ближе к осени. «В Новосибирске транспортные компании вынуждены были закупать бензин у сетевых игроков, так как оптовая цена выше рыночной, — поделился информацией источник aif.ru в аналитическом центре. — На мелких АЗС были перебои, кто-то даже закрывался. Подорожание цен заметили перевозчики в Крыму. На привычных местах заправки не было дизтоплива, приходилось искать на других АЗС. Крупнейшая сеть АЗС Крыму закрыла оптовую торговлю и все отдала в розницу. Мелкие заправки тоже закрывались. В Ростовской области проблем не наблюдается».
Факторы кризиса
На цены и доступность топлива на АЗС сейчас влияют не только сезонные факторы, полагает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович. «В июле-августе, а это сезон отпусков, отмечается повышенный спрос на нефтепродукты. Но есть другие объективные причины роста цен, как в опте, так и в рознице. Во-первых, существует альтернатива для российских компаний. При более высокой стоимости нефти и нефтепродуктов за пределами России они их экспортируют за рубеж. Экспортеры платят государству большие налоги — они доходят до 80%. Налоги и так высокие и продолжают расти. В этой ситуации было бы странно думать, что никто не захочет отыграться на внутреннем рынке».
Эксперт не исключает, что на августовский кризис может оказывать влияние закрытие нефтеперерабатывающих заводов на плановые ремонты, но эта ситуация не является чем-то новым.
«В регионах по-разному представлены сети, — добавляет собеседник. — Например, в какой-то местности больше независимых сетей АЗС, а где-то больше, входящих в вертикально интегрированные компании. Последним проще жить, потому что головные структуры могут субсидировать сеть за счет экспорта. Независимым заправщикам сложно. Они вынуждены покупать нефтепродукты на оптовом рынке за высокую цену, а продавать в рознице, где стоимость все-таки сдерживается. Она, конечно, растет, но не так быстро, как в оптовом сегменте».
Аграрии страдают
В южных регионах ситуация особая. Топливо там необходимо для уборки урожая. «Доступность топлива имеет существенное значение для аграриев в период проведения сезонных полевых работ, — подтвердили aif.ru в пресс-службе Минсельхоза РФ. — Министерство направило обращение в Минэнерго России и Минтранс России по вопросам роста цен на дизельное топливо и перебоев с его поставками. Дополнительно 17 августа на площадке Минэнерго России с участием Минсельхоза России и топливных компаний проведено совещание по стабилизации цен на горюче-смазочные материалы, особенно в важных аграрных регионах. По результатам данного совещания топливным компаниям рекомендовано принять комплекс мер по сдерживанию цен на ГСМ».
Для сельхозпроизводителей каждый час простоя — это потеря зерна, отмечает независимый эксперт аграрного рынка Александр Корбут. «В принципе нехватка топлива и рост цен на него периодически происходит в это время, — поясняет эксперт. — Конечно, накануне уборочной проводятся совещания. Но эта ситуация такая же внезапная, как снег для коммунальщиков. Некоторые сельхозпроизводители закупили заранее какой-то объем топлива, но не весь, так как для его хранения необходимы мощности и финансовые ресурсы. Поэтому они докупают его во время уборочной. Это очень острая проблема для малых форм хозяйствования, потому что им закупать и хранить такие объемы топлива — дорого».
Повышение стоимости топлива однозначно скажется на ценах в магазинах — они возрастут на 10-15%, предполагают эксперты. «Подорожание бензина просматривается во многих регионах, — рассказывает директор центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ Георгий Остапкович. — Но южное направление особое — там сейчас убирают урожай. Перебои с поставками топлива могут привести к его дефициту, который всегда приводит к подорожанию продукции со стороны сельхозпроизводителей и розничной торговли, так как транспортные расходы заложены в стоимость товаров и услуг».
Источники: