Количество поступающих в Центробанк жалоб на деятельность финансовых и прочих организаций за восемь месяцев этого года выросло на треть по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Об этом заявил в ходе VII международной конференции по защите прав потребителей финансовых услуг «Территория финансовой безопасности» руководитель Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России Михаил Мамута.
«Это связано с тем, что в последнее время появилось очень много новых вызовов, в том числе для розничных инвесторов», – пояснил он.
Мамута перечислил недавно принятые Центробанком меры по защите интересов пользователей финансовых услуг в России. Так, по его словам, ЦБ теперь предписывает банкам требовать от мошенников возврата пострадавшим их средств.
Однако, отвечая на вопрос одного из гостей онлайн-форума «Возвратят ли гражданину денежные средства, снятые без его ведома по подменным номерам? Ведь он не имел к этому отношения», представитель Центробанка сказал, что это необязательно: «Есть норма регулирования, которая обязывает банки отслеживать мошеннические счета. Как правило, когда используются соответствующие счета, их можно вычислить по внутренним процедурам самих банков и вести базу таких счетов. Если этот счет (на который ушли деньги – Ред.) будет в соответствующей базе, то да, у банка возникает безусловная обязанность. Но это правило не может быть безусловным и бесконечным, потому что, к сожалению, возникают ситуации, когда человек кому-то перевел деньги, а потом передумал».
По словам руководителя Службы ЦБ по защите прав потребителей, с 1 октября любой человек вправе ограничить сумму онлайн-переводов без дополнительного подтверждения, в том числе выдачу кредитов. Для этого нужно обратиться в банк. «И вообще бы мы рекомендовали этой нормой более активно пользоваться», – добавил Мамута.
Еще одним инструментом борьбы с мошенниками, по его словам, теперь является обязанность финансовых организаций проверять мобильные номера, устройства и электронную почту, откуда приходит команда о перечислении средств.
«Дело в том, что очень часто используются подменные номера, даже дубликаты сим-карт. И мы также рекомендуем использовать «правило второй руки» – люди, особенно пожилые, могут назначить кого-либо на подтверждение необычных транзакций. Препятствий в использовании собственных средств здесь не возникает», – сказал представитель ЦБ.
«Очень часто банками используется мисселлинг – подмена распространенного финансового продукта более сложным и рискованным, - констатировал Мамута. – Как правило, под видом депозитов. Летом вступили в силу требования регулирования, которые обязывают продавца объяснять отличия инвестиционного продукта от депозита. Главное, на что мы здесь обращаем внимание – чтобы письменная коммуникация не расходилась с устной. Такого рода нарушения выявляются с помощью контрольных закупок». Контрольные закупки уже привели к тому, что ЦБ будет приостанавливать продажи таких финансовых продуктов в случае выявления, что потребителей вводят в заблуждение. В случае «тяжелых и системных нарушений» регулятор вправе требовать «обратного выкупа банком» таких финансовых продуктов.
«Введено в действие регулирование, которое запрещает предпроданные услуги – нельзя заранее ставить галочки, что я хочу приобрести, – рассказал представитель ЦБ. – Но мы видим серьезное злоупотребление с информированием об ипотеке или потребкредитах, часто не указывается их полная стоимость».
До конца года Банк России продолжит борьбу с навязыванием банками дополнительных и часто не нужных потребителям услуг, для чего сейчас ЦБ совместно с депутатами Госдумы разрабатывает закон, который призван полностью исключить это нарушение, заключил Мамута.