Есть мнение, что ипотечные кредиты берут только те, у кого нет возможности взять жилье за наличные. На самом деле займы активно используют очень состоятельные люди. Зачем это нужно и какую недвижимость ищут богатые россияне, aif.ru узнал у экспертов рынка недвижимости.
Кто покупает «элитку»?
Элитная и люксовая недвижимость — это всегда дорогие объекты, которые очень долго, порой годами ищут своего покупателя. Особенно если это вторичные дома и квартиры. Но при умелом позиционировании объекта продать такую недвижимость все же можно. По наблюдениям руководителя семейного агентства недвижимости «Агентесса» Евгения Харитонова, примерно 10-15% покупателей — это инвесторы.
«Это те люди, у которых есть на руках вся сумма для покупки объекта и им нужно где-то „припарковать“ деньги. Им интереснее не раскидывать бюджет на несколько квартир, а взять что-то одно, попросторнее и подороже. Когда будет нужно, они смогут выставить объект на продажу», — поясняет он.
Следующая категория — это топ-менеджеры госкорпораций и крупных компаний. Они чаще берут именно кредиты, и банки охотно выдают им жилищные займы. Элитную недвижимость приобретают почти всегда для собственного проживания. Также ипотекой интересуются предприниматели, имеющие бизнес, производство и счета в банках. Кредитор хорошо понимает, что происходит с финансами заемщика.
«Некоторым дают ипотеку только по завышенной ставке, потому что если клиент вдруг станет неплатежеспособным, продать залоговую „элитку“ будет сложно. Банк „зависнет“ со сделкой на долгие годы», — уточнил эксперт.
Почему это выгодно?
Казалось бы, у состоятельных людей должно быть достаточно денег, чтобы позволить себе дорогостоящее жилье без кредитов и выплаты процентов по ним. Но эксперт по жилой недвижимости, риелтор Мария Кудреватых уверяет: ипотеку на элитное жилье действительно берут. Обычно элитную недвижимость приобретают бизнесмены, а они умеют хорошо и быстро считать деньги.
«Богатым людям часто более выгодно приобретать недвижимость в ипотеку под низкий процент, чем вытаскивать деньги из своего бизнеса, где доходность может быть выше, — говорит эксперт. — Если они зарабатывают в год больше, чем процент по ипотеке, то проценты, которые они выплачивают, особенно по льготной ипотеке, для них вообще являются сущими копейками. При этом по своему опыту вижу, что обеспеченные люди любят и такой инструмент для приобретения элитного жилья, как рассрочка, даже больше, чем ипотека».
Ипотечный брокер Дмитрий Ракута добавляет, что ипотека в элитном сегменте выплачивается обычно на 1-3 года. То есть переплата по кредиту получается относительно небольшой.
«Ипотека может помогать в решении разных задач, — уточняет он. — Например, кто-то использует кредитное плечо, чтобы скорректировать в лучшую сторону свою кредитную историю и потом взять ипотеку на более крупную сумму».
Что покупают?
Риэлторы сходятся во мнении: объектов, которые можно было бы назвать действительно элитными, особенно в регионах России, немного. К ним предъявляются особые требования. Это и максимально выигрышная локация (причем как в черте города, так и за его пределами), и комфорт, и безопасность. А также видовые характеристики, необходимость в особой очистке воздуха и воды, уникальное сервисное обслуживание и многое другое.
«В России также появился сегмент трофейной недвижимости. Он предполагает звездную архитектуру нового здания или реновацию исторического памятника, очень ограниченное число лотов в жилом комплексе (не более 30), XL-площадь лотов, — добавляет управляющий партнер „Живой Комплекс LES“ Олег Дедков. — Спрос на трофейную недвижимость растет, так как состоятельные россияне стали достаточно искушены в сортах свежести осетрины, и просто большую квартиру в безликой многоэтажной коробке они уж точно не назовут „элитной“».
По большому счету, максимальная стоимость элитных квадратных метров не имеет «потолка». Это понимают и продавцы дорогой «вторички», и девелоперы, которые предлагают к продаже новостройку. Число анонсируемых элитных объектов в крупных городах России растет, а вместе с ними вырастают и цены . Значит, застройщики пока еще верят, что их товар будет востребован.