Евросоюз решил наказать Турцию за работы по разведке газа в исключительной экономической зоне Кипра, и одобрил санкции против Анкары. Как пишет Spiegel, ограничения подразумевают урезание финансирования Турции, заморозку переговоров об авиасообщении, торговле и бизнеса. А если Анкара не одумается, в Брюсселе грозят ужесточить санкции.
Похоже, что в Средиземноморском регионе назревает очередной конфликт, на этот раз газовый. Что там происходит и как это отразится на России, рассказывает АиФ.ru.
Завоеватели «Афродиты»
Турецкие буровые установки Fatih и Yavuz находятся в исключительной экономической зоне Кипра. После того, как здесь нашли огромные запасы газа, Анкара заявила, что турки-киприоты имеют такое же право на природные богатства региона, как и греки-киприоты. Соответственно, турецкие работы по разведке и добыче «голубого топлива» на кипрском шельфе законны. В середине 1970-х, напомним, остров раскололся на две части — Кипр и Турецкую республику Северного Кипра. Турция — единственное государство, признавшее последнюю.
Газ на кипрском шельфе в 2011 году обнаружили американцы из Noble Energy. Месторождение назвали «Афродитой», а запасы газа оценили в 127,4 миллиардов кубометров. По подсчетам экспертов американской компании ExxonMobil, ресурсный потенциал «Афродиты» составляет до 227 миллиардов кубометров. Если этот прогноз подтвердится, кипрское месторождение может стать третьим по величине в мире.
Несколько лет назад кипрские власти выдали лицензии на разработку месторождения иностранным компаниям — французской Total, итальянской Eni, британо-голландской Royal Dutch Shell, катарской Qatar Petroleum, корейской Kogas, американской ExxonMobil.
В Турции решили не отставать и тоже попробовать силы в добыче газа на Кипре. В октябре прошлого министр энергетики и природных ресурсов республики Фатих Донмез анонсировал планы Анкары по бурению на шельфе. «Наше буровое судно Fatih на прошлой неделе уже прибыло на место. Будут проведены определенные тесты и подготовка, и в конце этого месяца начнется бурение», — цитирует министра ТАСС.
«Турции действительно есть на что зариться, — говорит независимый промышленный эксперт Леонид Хазанов, — запасов „Афродиты“ хватит на сто лет обеспечения Кипра. Разумеется, Турция, у которой запасы „голубого топлива“ в недрах значительно меньше, хотела бы получить для себя „Афродиту“ или застолбить еще какое-нибудь еще не открытое месторождение».
Помимо Fatih и Yavuz в исключительной экономической зоне Кипра находится турецкий корабль для геофизических работ Barbaros Hayreddin Pasa. Скоро к нему присоединится аналогичное судно — Oruc Reis. Официально геологической разведкой занимается компания Turkish Petroleum, которая действует при содействии турецкого правительства.
Евросоюзу и Америке такая активность Турции не нравится. В Брюсселе и Вашингтоне заявили о поддержке Никосии, а от Анкары потребовали «немедленно прекратить буровые работы и больше их не проводить». В Турции, правда, заявление западных коллег пропустили мимо ушей.
«Периодически власти Турции перебарщивают. Например, в феврале прошлого года ее военные корабли в буквальном смысле слова прогнали из вод Северного Кипра буровое судно Saipem 12000, принадлежащее итальянской нефтегазовой компании Eni», — рассказывает Хазанов.
Кому достанется кипрский газ?
Специалисты Германского фонда Маршалла в США и Energy Intelligence подсчитали энергетические потребности Кипра в размере 0,9 — 1 миллиарда кубометров газа в год. Таким образом, запасов «Афродиты» должно хватить как минимум на сто лет обеспечения острова. Но киприоты, очевидно, захотят экспортировать топливо — на этом можно хорошо заработать, да и Евросоюзу это будет очень кстати, ведь в регионе очень озабочены вопросом диверсификации поставок сырья.
Проблема в том, что на Кипре нет соответствующей инфраструктуры — для экспорта газа. В первую очередь терминалов для сжиженного природного газа (СПГ). Как пишет эксперт аналитического управления при Конгрессе США Майкл Ратнер, Никоссии придется построить магистральные газопроводы и другие промышленные объекты. Во-первых, все это стоит немалых денег (например, пять лет назад Литва потратила 100 миллионов евро на строительство СПГ-терминала в Клайпеде). Во-вторых, создание инфраструктуры требует немалого времени.
«Отсутствие инфраструктуры делает применение газа на внутреннем рынке сложным и потенциально дорогим», — указывает Ратнер. По его мнению, выгоднее было бы построить газопровод в Египет, где уже есть СПГ-терминалы, и экспортировать кипрский газ оттуда.
В Energy Intelligence считают, что кипрский газ мог бы поставляться в Европу.
«Для России наличие крупных газовых месторождений пока трудно назвать серьезной угрозой. Их освоение требует длительного времени и больших денег», — соглашается Леонид Хазанов.
К тому же, по его словам, природный газ нужен не только Кипру и Турции, но другим странам Средиземноморского региона — их аппетиты на него из года в год растут. «Все же кипрские месторождения попросту не смогут их удовлетворить, поэтому и Турция и страны Европы будут и впредь зависеть от поставок голубого топлива из России», — резюмирует он.