Евросоюз в рамках 10-го пакета санкций после долгих споров запретил ввоз на свою территорию синтетических каучуков, произведенных в России. Против этой меры жестко выступали европейские производители шин, но Польша, грозившая в противном случае вовсе заблокировать принятие всего санкционного пакета, настояла на своем, и каучук из нашей страны оказался в ЕС под запретом. Но европейские шинники серьезно зависят от поставок сырья из России, не зря они упорно сопротивлялись, и формально жесткие санкции были приняты с оговорками, нейтрализующими запретительный эффект.
Выпороли сами себя
В годовщину начала российской СВО Брюсселю необходимо было объявить о принятии новых, масштабных санкций, включающих эмбарго на поставки каучука, но останавливать заводы Pirelli, Michelin или Continental чиновники не рискнули. Европейская шинная промышленность ежегодно потребляет 1,6 млн тонн этого сырья, из них собственного производства — не более 800 тыс. тонн, остальное импортируется, причем львиная доля именно из России (в 2021 году поставки из РФ составили 500 тыс. тонн). Поэтому, введя запрет на поставки каучука из РФ, Европа тут же ввела квоты в размере 563 тыс. тонн, в рамках которых можно ввозить этот самый синтетический каучук до конца июня 2024 года. А заодно на такой же срок разрешила ввоз 752,5 тыс. тонн технического углерода, применяемого, кроме шинной, в металлургической отрасли. Утвержденные квоты с лихвой перекрывают объемы фактических поставок, по сути, введенный запрет на поставки носит отлагательный характер и дает 1,5 года европейцам на замену поставщиков, а нам — на переориентацию сбыта.
«Европейцы действительно рискуют резко сократить производство шин, — подтверждает независимый промышленный эксперт, кандидат экономических наук Леонид Хазанов. — Наши предприятия являются ключевыми поставщиками каучука, и быстро найти им замену не получится. В случае прекращения поставок из России шинная промышленность ЕС либо резко снизит производство, либо вовсе прекратит работу, либо, в лучшем случае, им придется искать замену. Именно для последнего варианта шинники и пролоббировали квоты и фактическую отсрочку на 1,5 года. Но, даже договорившись с каким-то другим производителем, необходимо предварительно сертифицировать сырье, провести испытания, выпустить пробные партии и прочее, а это все требует много времени. Варианта нарастить внутреннее производство каучуков у европейцев практически нет, потому что это очень энергозатратное производство. Сейчас в Европе, наоборот, заводы прекращают работать — например, из-за высокой стоимости газа нефтехимический концерн BASF остановил производство аммиака в Германии.
Кроме того, любой новый поставщик, понимая ситуацию, в которой оказались шинники Евросоюза, может так поднять отпускные цены, что тем проще будет закрыть свои заводы. Можно провести некоторую аналогию с рынком энергоносителей — Европа перестала покупать наши нефть и трубопроводный газ и резко нарастила закупки СПГ, в итоге сжиженный газ взлетел в цене, и странам ЕС пришлось платить в разы дороже для обеспечения своей энергобезопасности».
Для России не критично
Ущерб от европейских санкций для российских производителей каучуков будет, конечно, ощутимым, но не катастрофичным. В нашей стране ежегодно выпускается примерно 1,5 млн тонн синтетических каучуков. Крупнейшим производителем являются предприятия, входящие в холдинг «Сибур» (более 900 тыс. тонн), на втором месте принадлежащий ПАО «Татнефть» завод «Тольяттикаучук» (более 200 тыс. тонн). Эти же компании и являются основными экспортерами, их совокупная выручка от поставок синтетических каучуков в Европу в 2021 году составила 700 млн долл. Деньги серьезные, но это далеко не единственный источник дохода для компаний. Например, выручка только ПАО «Сибур Холдинг» в 2021 году превысила 731 млрд руб., а чистая прибыль составила 243,5 млрд руб. При этом мы можем найти новые рынки сбыта, а также увеличить внутреннее потребление каучуков за счет наращивания выпуска готовых шин.
«Для наших производителей европейский запрет не будет очень болезненным, — считает Леонид Хазанов. — Они еще в прошлом году начали сокращать поставки в Европу и по большей части уже подготовились. Возможно, будет небольшое сокращение внутреннего производства, но переориентация экспорта в азиатском направлении и рост в российской автомобилестроительной отрасли сгладят негативный эффект от европейских санкций.
Кроме того, вполне реалистично выглядит наращивание экспорта конечной продукции — готовых шин. Автомобилей вполне хватает и в Африке, и в Латинской Америке, и в Азии, и шин для них нужно много. Конечно, наши бренды не такие раскрученные, как европейские, и вопрос качества очень важный, но мы можем выигрывать за счет цены, а это для потребителей из указанных регионов часто решающий фактор. Если наши производители шин “пройдут” по стоимости на внешних рынках, то весь объем выпущенного в России каучука будет использоваться внутри страны, мы вообще перестанем быть экспортером этого продукта и начнем продавать более выгодные готовые шины».